Бензин прямогонный предназначен для



Существует несколько разновидностей бензинов, получаемых прямой перегонкой нефти. Они различаются типом исходного сырья, особенностями производства и сферой применения. Самыми востребованными являются следующие виды прямогонных бензинов:

  • БР-1 или БР-2. Представляют собой продукты прямой перегонки или каталитического риформинга малосернистой нефти. Их применяют в качестве растворителя при приготовлении резиновых клеев и печатных красок, для обезжиривания поверхностей перед нанесением покрытий, промывки подшипников и электротехнических плат, извлечения канифоли из древесины;
  • экстракционные бензины. Характеризуются температурой кипения 70-95 оС. Предназначены для экстракции растительных масел, растворения красок и резиновых смесей. Разновидностью этих продуктов являются деароматизированные экстракционные бензины с температурой кипения 70-85 оС. Они используются для изготовления масле в регионах с жарким климатом;
  • БЛХ. Растворитель, используемый для извлечения канифоли из древесины, изготовления резиновых клеев и типографских красок;
  • озокеритовый растворитель. Узкая фракция прямой перегонки с температурой кипения 110-185 оС. Хорошо подходит для экстракции озокерита из руд;
  • Нефрас С 50/170. Нефтяной растворитель, соответствующий ГОСТ 8505-80. Используется при производстве искусственной кожи, промывке металлических деталей, смывании антикоррозионных покрытий, химической чистке тканей.

Видео: Производство автобензинов

Нафта и бензин: в чем разница?

И нафта, и бензин являются нефтепродуктами со схожими свойствами. Основное различие между ними заключается в физико-химических характеристиках и в технологии получения. Нафта – это летучая форма нефти, а бензин – одна из фракций, получаемых при переработке нефтяного сырья.

Нафта представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость с характерным запахом. В составе смеси парафины, циклоалканы, ароматические соединения. Нафту производят из каменноугольной смолы, битуминозных песков, сланцевых отложений. Существует технология разрушительной перегонки древесины, которая также позволяет получать летучую углеводородную фракцию.

Существует заблуждение, что нафта – это уайт-спирит. В действительности растворитель является другим продуктом. Нафту не используют в чистом виде. Жидкость подвергают переработке на катализаторах, очистке от сернистых соединений и другим преобразованиям, позволяющим получить высокооктановые компоненты топлива.

На НПЗ нафту получают на первой стадии перегонки сырой нефти. Такое вещество называют «прямогонным». Прямогонную нафту перегоняют в диапазоне температур от 35 до 200 °С, а затем разделяют на легкую и тяжелую фракцию. В легкой форме содержатся углеводороды с 1-6 атомами углерода, а в тяжелой – макромолекулы с 6 и более звеньями. Обе фракции легковоспламеняемые и летучие.

Нафту используют в качестве топлива, растворителя, компонента технологических процессов на промышленных предприятиях. Горючее на основе нафты часто встречается в магазинах в качестве жидкости для розжига углей.

Бензин – это одна из фракций нефти, получаемая по технологии перегонки. Жидкость представляет собой смесь углеводородов и технологических добавок, предназначенных для улучшения свойств. Продукт имеет одну модификацию, в составе которой макромолекулы из 4-12 углеродных звеньев. Бензин используют как топливо для ДВС с искровым зажиганием.

Основной характеристикой нефтепродукта является октановое число. Значение этого параметра показывает детонационную стойкость жидкости. Чем выше октановое число, тем качественнее бензин. Раньше для улучшения характеристики применяли свинец, но с ужесточением экологических требований от тяжелого металла пришлось отказаться и перейти на более безопасные технологии.

В процессе сгорания бензина в окружающую среду выделяется множество вредных веществ. Выхлопные газы вызывают смоги, глобальные изменения климата, негативно влияют на природу.

Таким образом, нафта – это одна из летучих форм нефти с широким диапазоном характеристик и большим спектром применения. Бензин – это продукт нефтепереработки, предназначенный для использования в двигателях внутреннего сгорания в качестве топлива.

Для выгодной покупки бензина на АЗС используйте топливные карты.

Изменения в режиме обслуживания на АЗС

Московская, Ленинградская, Тверская, Владимирская, Пензенская область, Красноярский край, Якутия.

Изменения в сети обслуживания карт рублевой программы

Пензенская, Рязанская, Орловская область.

Изменения в сети обслуживания карт рублевой программы

АЗС «Роснефть» мощностью 50 кВт

В Хабаровске расширяется инфраструктура для владельцев электрических автомобилей.

Рекордные поставки на биржу автомобильного топлива от Комсомольского НПЗ в начале 2021 года.

Видео: 5. Анализ бензина, медная пластина, ГОСТ 32329, 6321. Качественный анализ сернистых соединений.

Долгое время бензин получали путём ректификации (перегонки) и отбора фракций нефти, выкипающих в определённых температурных пределах (до 100 °C — бензин I сорта, до 110 °C — бензин специальный, до 130 °C — бензин II сорта). Однако общим свойством этих бензинов является низкое октановое число. Вообще получение прямогонных бензинов с октановым числом выше 65 по моторному методу редко и возможно лишь из нефти Азербайджана, Средней Азии, Краснодарского края и Сахалина. Однако даже для дистиллятов из этих нефтей характерно резкое понижение октанового числа с ростом температуры конца отбора. Поэтому всю бензиновую фракцию (конец кипения 180 °C) используют редко. Для нефтей Урало-Волжского бассейна, Казахстана, а также месторождений Западной Сибири характерно преобладание нормальных парафиновых углеводородов, поэтому прямогонные бензины из них характеризуются низкими октановыми числами. Это побудило нефтепереработчиков ещё в 1930-е годы отбирать фракцию до 90-95 °C, чтобы в неё не попадал н-гептан, либо включать в отбор более тяжёлые фракции с их последующей чёткой ректификацией для удаления нормальных парафинов. Подобная «денормализация» прямогонных бензинов позволяет довести октановое число до 74-76 пунктов с существенным, однако, снижением выхода целевого продукта. В настоящее время из нефтей отгоняют фракцию НК-180 °C, которую потом вторично делят на фракции НК-62 °C или НК-85 °C. Эти последние дистилляты используют как компоненты товарных бензинов либо направляют на облагораживание (изомеризацию).

Алкил-бензин представляет собой смесь изомеров углеводородов С7 и С8 и получается в процессе алкилирования изобутана бутиленами. Алкил-бензин широко используется как компонент автомобильных и авиационных бензинов и обладает высоким ОЧИМ 90-93. Алкил-бензин можно получать, вовлекая в сырьё алкилирования пропилен и амилены.

Лидером по производству алкил-бензина являются США (более 40 млн т/год). В России производится менее 1 млн т/год алкил-бензина, что объясняется отсутствием ресурсов бутан-бутиленовой фракции, которую получают в процессе каталитического крекинга, не получившего широкого распространения в России. Кроме того, сам процесс алкилирования в России технически устарел и стал малоэффективным, что повлекло сжигание избытка сырья.

В первой половине XX века для повышения октанового числа начали применять крекинг и риформинг, которые преобразуют линейные цепочки нормальных алканов — основной составляющей прямогонного бензина — в разветвлённые алканы и ароматические соединения соответственно.

Видео: Установки на промышленных предприятиях

Êàêèå óñëîâèÿ äîëæíû áûòü ñîáëþäåíû äëÿ ïðèçíàíèÿ òîïëèâà ïðÿìîãîííûì áåíçèíîì?

Äëÿ ïðèçíàíèÿ âåùåñòâà ïðÿìîãîííûì áåíçèíîì, êàê ýòî ñëåäóåò èç ïï. 10 ï. 1 ñò. 181 ÍÊ ÐÔ, íåîáõîäèìî îäíîâðåìåííîå âûïîëíåíèå äâóõ óñëîâèé:

  • âåùåñòâî äîëæíî áûòü ïîëó÷åíî â ðåçóëüòàòå ïåðåðàáîòêè ñûðüÿ (íåôòè, ãàçîâîãî êîíäåíñàòà, ïîïóòíîãî íåôòÿíîãî ãàçà, ïðèðîäíîãî ãàçà, ãîðþ÷èõ ñëàíöåâ, óãëÿ è äðóãîãî ñûðüÿ, à òàêæå ïðîäóêòîâ èõ ïåðåðàáîòêè) è íå îòíîñèòüñÿ ê àâòîìîáèëüíîìó áåíçèíó èëè ê ïðîäóêòàì íåôòåõèìèè;
  • âåùåñòâî äîëæíî ÿâëÿòüñÿ ñìåñüþ óãëåâîäîðîäîâ, êèïÿùèõ â èíòåðâàëå òåìïåðàòóð îò 30 äî 215 ãðàäóñîâ Öåëüñèÿ ïðè àòìîñôåðíîì äàâëåíèè 760 ìèëëèìåòðîâ ðòóòíîãî ñòîëáà.

Àíàëîãè÷íûé âûâîä ñîäåðæèò, ê ïðèìåðó, Ïîñòàíîâëåíèå Äåâÿòîãî àðáèòðàæíîãî àïåëëÿöèîííîãî ñóäà îò 05.06.2013 N 09ÀÏ-14281/2013 ïî äåëó N À40-43040/12-107-231.

Ñëåäóåò çàìåòèòü, ÷òî óïîìèíàåìûå â ïï. 10 ï. 1 ñò. 181 ÍÊ ÐÔ õàðàêòåðèñòèêè ÿâëÿþòñÿ èìåííî êà÷åñòâåííûìè õàðàêòåðèñòèêàìè êîíå÷íîãî ïðîäóêòà, à íå óñëîâèÿìè, ïðè êîòîðûõ îí ïðîèçâîäèòñÿ.  ýòîé ñâÿçè ïðåäñòàâëÿåòñÿ âîçìîæíûì íå ñîãëàñèòüñÿ ñ óêàçàííûì â Ïèñüìå Ìèíôèíà Ðîññèè îò 08.02.2007 N 03-07-06/8 ìíåíèåì, ÷òî «ïðÿìîãîííûé áåíçèí âûðàáàòûâàåòñÿ â ðåçóëüòàòå òåõíîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà ïåðåðàáîòêè íåôòè è ïðî÷åãî óêàçàííîãî ñûðüÿ ïðè àòìîñôåðíîì äàâëåíèè è òåìïåðàòóðíîì ðåæèìå êèïåíèÿ, óñòàíîâëåííûõ äëÿ ýòîãî ïðîöåññà».

Íà îñíîâå ïï. 10 ï. 1 ñò. 181 ÍÊ ÐÔ ñóäû ïðèçíàþò, ÷òî îñíîâîé äëÿ îòíåñåíèÿ ïðîèçâîäèìîãî ïóòåì ïåðåðàáîòêè èç íåôòè âåùåñòâà ê ïðÿìîãîííîìó áåíçèíó ÿâëÿåòñÿ åãî óãëåâîäîðîäíàÿ ñîñòàâëÿþùàÿ, à òàêæå èíòåðâàë êèïåíèÿ (îò 30 äî 215 ãðàäóñîâ Öåëüñèÿ), ïîä êîòîðûì ïîíèìàåòñÿ ïðîìåæóòîê ìåæäó íà÷àëüíîé è êîíå÷íîé òî÷êîé êèïåíèÿ (ñì. Ïîñòàíîâëåíèå Äåâÿòîãî àðáèòðàæíîãî àïåëëÿöèîííîãî ñóäà îò 05.06.2013 N 09ÀÏ-14281/2013 ïî äåëó N À40-43040/12-107-231). Íåîáõîäèìî òàêæå ó÷èòûâàòü óêàçàííûå â çàêîíå èñêëþ÷åíèÿ, òî åñòü òî, ÷òî äàííûå ôðàêöèè íå ÿâëÿþòñÿ àâòîìîáèëüíûì áåíçèíîì è ïðîäóêöèåé íåôòåõèìèè (ñì. Ïîñòàíîâëåíèå ÔÀÑ Ïîâîëæñêîãî îêðóãà îò 17.12.2009 ïî äåëó N À55-2995/2009).

Ñîãëàñíî ÃÎÑÒ 2177-99 «Íåôòåïðîäóêòû. Ìåòîäû îïðåäåëåíèÿ ôðàêöèîííîãî ñîñòàâà»:

  • òåìïåðàòóðà íà÷àëà êèïåíèÿ — òåìïåðàòóðà, îòìå÷åííàÿ (ñêîððåêòèðîâàííàÿ, åñëè íåîáõîäèìî) â ìîìåíò ïàäåíèÿ ïåðâîé êàïëè êîíäåíñàòà ñ êîíöà õîëîäèëüíèêà âî âðåìÿ ïåðåãîíêè â ñòàíäàðòíûõ óñëîâèÿõ;
  • òåìïåðàòóðà êîíöà êèïåíèÿ — ìàêñèìàëüíàÿ òåìïåðàòóðà, îòìå÷åííàÿ (ñêîððåêòèðîâàííàÿ, åñëè íåîáõîäèìî) â ïåðèîä çàâåðøàþùåé ñòàäèè ïåðåãîíêè â ñòàíäàðòíûõ óñëîâèÿõ (ïðîèñõîäèò ïîñëå âûïàðèâàíèÿ âñåé æèäêîñòè ñî äíà êîëáû, ìàêñèìàëüíàÿ òåìïåðàòóðà ÷àñòî èñïîëüçóåòñÿ êàê ñèíîíèì òåìïåðàòóðû êîíöà êèïåíèÿ).

Èç ñîâðåìåííîãî èçëîæåíèÿ òåêñòà ÍÊ ÐÔ îñòàåòñÿ íåÿñíûì, íåîáõîäèìî ëè äëÿ ïðèçíàíèÿ âåùåñòâà ïðÿìîãîííûì áåíçèíîì îïðåäåëÿòü èìåííî äèàïàçîí òåìïåðàòóð (òåìïåðàòóðû íà÷àëà è êîíöà êèïåíèÿ) èëè äîñòàòî÷íî îäíîãî èç ïîêàçàòåëåé.

Êàê âèäíî èç ìàòåðèàëîâ ïðàâîïðèìåíèòåëüíîé ïðàêòèêè, íåêîòîðûå ñóäû ïðèçíàþò äîñòàòî÷íûì äëÿ ïðèçíàíèÿ òîïëèâà ñîîòâåòñòâóþùèì îïèñàíèþ ïîäàêöèçíîãî áåíçèíà íàëè÷èå â åãî ïàñïîðòå èíôîðìàöèè î «òåìïåðàòóðå êèïåíèÿ». Òàêîå ðåøåíèå âûíîñèëîñü, ê ïðèìåðó, â Ïîñòàíîâëåíèè Âîñüìîãî àðáèòðàæíîãî àïåëëÿöèîííîãî ñóäà îò 13.06.2012 ïî äåëó N À46-9117/2011 â îòíîøåíèè «áåíçèíà ãàçîâîãî ñòàáèëüíîãî òÿæåëîãî», èìåþùåãî ïî ïàñïîðòó òåìïåðàòóðó êèïåíèÿ 17 ãðàäóñîâ Öåëüñèÿ.

À íàïðèìåð, â Ïîñòàíîâëåíèè ÔÀÑ Ìîñêîâñêîãî îêðóãà îò 18.09.2013 ïî äåëó N À40-43040/12 áûë ñäåëàí âûâîä, ÷òî îäíèì èç îñíîâíûõ ïðèçíàêîâ âåùåñòâà, ïðèçíàâàåìîãî ïðÿìîãîííûì áåíçèíîì, ÿâëÿåòñÿ èìåííî òåìïåðàòóðà ïîëíîãî âûêèïàíèÿ (íå áîëåå 215 ãðàäóñîâ Öåëüñèÿ). Åñëè óêàçàííûå â ïàñïîðòàõ êà÷åñòâà õàðàêòåðèñòèêè òîïëèâà íå ñîäåðæàò òåìïåðàòóðó ïîëíîãî âûêèïàíèÿ, îíè íå ìîãóò áûòü ïðèíÿòû âî âíèìàíèå ïðè ðàçðåøåíèè ñïîðà â êà÷åñòâå äîêàçàòåëüñòâà ôàêòè÷åñêèõ õàðàêòåðèñòèê òîïëèâà.

 íåäîñòàòî÷íîé ìåðå ñîîòâåòñòâóþùèì ñîâðåìåííîé ïðàâîïðèìåíèòåëüíîé ïðàêòèêå ñëåäóåò ïðèçíàòü è ñîäåðæàùååñÿ â Ïèñüìå Ìèíôèíà Ðîññèè îò 08.02.2007 N 03-07-06/8 óòâåðæäåíèå, ÷òî «åñëè ïðîäóêöèÿ ïîëó÷åíà â ðåçóëüòàòå ïðîöåññà ïåðåðàáîòêè íåôòè, ãàçîâîãî êîíäåíñàòà, ïîïóòíîãî íåôòÿíîãî ãàçà, ïðèðîäíîãî ãàçà è äðóãîãî ñûðüÿ è ïðè ýòîì ñîîòâåòñòâóåò âûøåèçëîæåííîìó ïîíÿòèþ ïðÿìîãîííîãî áåíçèíà, åå ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü êàê ïîäëåæàùèé íàëîãîîáëîæåíèþ àêöèçîì òîâàð è îáëàãàòü ïî ñòàâêå àêöèçà, óñòàíîâëåííîé ñò. 193 ÍÊ ÐÔ â îòíîøåíèè ïðÿìîãîííîãî áåíçèíà».

Êàê ïîêàçûâàåò ïðàêòèêà, îïðåäåëåíèå ïðèíàäëåæíîñòè ê ïðÿìîãîííîìó áåíçèíó ëþáûõ âèäîâ òîïëèâà, ìàêñèìàëüíàÿ (êîíå÷íàÿ) òåìïåðàòóðà êèïåíèÿ êîòîðûõ íå ïðåâûøàåò 215 ãðàäóñîâ Öåëüñèÿ, âíå çàâèñèìîñòè îò èõ òåõíè÷åñêèõ õàðàêòåðèñòèê, óñòàíîâëåííûõ â îñíîâíîì íîðìàòèâíîì àêòå (ÃÎÑÒå èëè òåõíè÷åñêîì ðåãëàìåíòå), ñóäû íåðåäêî ïðèçíàþò îøèáêîé.

Îáëîæåíèå àêöèçàìè ïîä âèäîì «ïðÿìîãîííîãî áåíçèíà» òîëüêî èç-çà òîãî, ÷òî èíòåðâàë êèïåíèÿ òîïëèâà âêëþ÷àåò â ñåáÿ èíòåðâàë êèïåíèÿ ïðÿìîãîííîãî áåíçèíà (30 — 215 ãðàäóñîâ C), ïî ìíåíèþ ñòîðîííèêîâ òàêîãî ïîäõîäà, ÿâëÿåòñÿ íåïðàâîìåðíûì. Ê ïðèìåðó, â Ïîñòàíîâëåíèè Äåâÿòîãî àðáèòðàæíîãî àïåëëÿöèîííîãî ñóäà îò 05.06.2013 N 09ÀÏ-14281/2013 ïî äåëó N À40-43040/12-107-231 óêàçûâàëîñü, ÷òî â ñëó÷àå, åñëè òàêèå âèäû òîïëèâà ïðÿìî íå ïîèìåíîâàíû â ñò. 181 ÍÊ ÐÔ (êàê íàïðèìåð, äèçåëüíîå òîïëèâî), íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü òàêæå åãî òåõíè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè è îñîáåííîñòè, óñòàíîâëåííûå äëÿ íåãî ÃÎÑÒàìè è/èëè òåõíè÷åñêèìè ðåãëàìåíòàìè.  ÷àñòíîñòè, íåîáõîäèìî óñòàíîâèòü ñîïîñòàâèìîñòü òåõíè÷åñêèõ õàðàêòåðèñòèê ïðÿìîãîííîãî áåíçèíà è èíûõ âèäîâ òîïëèâà (àâèàöèîííîå, äëÿ ðåàêòèâíûõ äâèãàòåëåé, ñóäîâîå), à òàêæå îïðåäåëèòü èõ ýêîíîìè÷åñêèå è ýêñïëóàòàöèîííûå îñîáåííîñòè.

Ïî ýòîé ïðè÷èíå â íåêîòîðûõ ñïîðíûõ ñèòóàöèÿõ ïîìèìî äàííûõ îá èíòåðâàëå òåìïåðàòóðû êèïåíèÿ ñóäû îáðàùàëè âíèìàíèå è íà èíûå ôèçèêî-õèìè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè âåùåñòâà, à èìåííî: åãî êèíåìàòè÷åñêóþ âÿçêîñòü; òåìïåðàòóðó âñïûøêè â çàêðûòîì òèãëå; òåìïåðàòóðó ñàìîâîñïëàìåíåíèÿ; ïëîòíîñòü; äàâëåíèå íàñûùåííûõ ïàðîâ; ìîëåêóëÿðíûé âåñ; äåòîíàöèîííóþ ñòîéêîñòü; ñîäåðæàíèå èíäèâèäóàëüíûõ óãëåâîäîðîäîâ; òåìïåðàòóðó íà÷àëà êðèñòàëëèçàöèè (ñì. Ïîñòàíîâëåíèå ÔÀÑ Ìîñêîâñêîãî îêðóãà îò 13.04.2011 N ÊÀ-À40/1278-11 ïî äåëó N À40-43654/10-115-215).

Î íåîáõîäèìîñòè ó÷åòà öåëåâîãî íàçíà÷åíèÿ òîïëèâà ãîâîðèòñÿ è â íåêîòîðûõ ðàçúÿñíåíèÿõ ïðåäñòàâèòåëåé íàëîãîâîé àäìèíèñòðàöèè. Ê ïðèìåðó, åñëè õàðàêòåðèñòèêè ïðîèçâåäåííîãî íåôòåïðîäóêòà ñîîòâåòñòâóþò ïîêàçàòåëÿì ñóäîâîãî òîïëèâà, òàêîé íåôòåïðîäóêò, ñîãëàñíî ïîçèöèè Ìèíôèíà Ðîññèè, èçëîæåííîé â Ïèñüìå ÔÍÑ Ðîññèè îò 03.03.2014 N ÃÄ-4-3/3563@, ïîäàêöèçíûì òîâàðîì íå ïðèçíàåòñÿ. Ñóäîâîå ìàëîâÿçêîå òîïëèâî èìååò ñõîæèé êîìïîíåíòíûé ñîñòàâ è ñ ïå÷íûì òîïëèâîì (äèçåëüíûå ôðàêöèè ïðÿìîé ïåðåãîíêè è (èëè) âòîðè÷íîãî ïðîèñõîæäåíèÿ), íî è â ýòîì ñëó÷àå, åñëè õàðàêòåðèñòèêè ïðîèçâåäåííîãî íåôòåïðîäóêòà (ôðàêöèîííûé ñîñòàâ, âÿçêîñòü, òåìïåðàòóðà âñïûøêè, îïðåäåëÿåìàÿ â çàêðûòîì òèãëå, çîëüíîñòü) ñîîòâåòñòâóþò ïîêàçàòåëÿì èìåííî ñóäîâîãî ìàëîâÿçêîãî òîïëèâà, òàêîé íåôòåïðîäóêò ïîäàêöèçíûì òîâàðîì íå ÿâëÿåòñÿ (Ïèñüìî Ìèíôèíà Ðîññèè îò 18.02.2014 N 03-07-06/6713).

 íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ïðèíèìàëèñü âî âíèìàíèå è ôàêòè÷åñêèå öåëè èñïîëüçîâàíèÿ ïðèîáðåòåííîãî òîïëèâà. Ê ïðèìåðó, èçâåñòíû ñëó÷àè, êîãäà ïðèîáðåòåííîå òîïëèâî, çíà÷àùååñÿ ïî äîêóìåíòàì êàê «òîïëèâî ïå÷íîå áûòîâîå», ïðèîáðåòàëîñü è ôàêòè÷åñêè èñïîëüçîâàëîñü êàê äèçåëüíîå òîïëèâî äëÿ çàïðàâêè àâòîìîáèëåé è òðàêòîðîâ. Äîêóìåíòàëüíî ïîäòâåðæäåííûé ôàêò èñïîëüçîâàíèÿ ïå÷íîãî áûòîâîãî òîïëèâà â êà÷åñòâå äèçåëüíîãî òîïëèâà áûë ïðèçíàí â Ïîñòàíîâëåíèè Âîñüìîãî àðáèòðàæíîãî àïåëëÿöèîííîãî ñóäà îò 13.06.2012 ïî äåëó N À46-9117/2011 â êà÷åñòâå åùå îäíîãî äîêàçàòåëüñòâà (â ñîâîêóïíîñòè ñ èíûìè âûÿâëåííûìè îáñòîÿòåëüñòâàìè äåëà) ïðîèçâîäñòâà íàëîãîïëàòåëüùèêîì äèçåëüíîãî òîïëèâà è åãî îòïóñêà â êà÷åñòâå òîïëèâà ïå÷íîãî áûòîâîãî. Ñóä îáðàòèë âíèìàíèå è íà òî îáñòîÿòåëüñòâî, ÷òî íåôòåïðîäóêò ñ íàèìåíîâàíèåì «òîïëèâî ïå÷íîå áûòîâîå» ïðîäàâàëñÿ ïîòðåáèòåëÿì ïî öåíàì, ñõîäíûì ñî ñòîèìîñòüþ äèçåëüíîãî òîïëèâà äðóãèõ ïðîèçâîäèòåëåé.

Âìåñòå ñ òåì ññûëêè ñòîðîí íà Îáùåðîññèéñêèé êëàññèôèêàòîð ïðîäóêöèè ÎÊ 005-93, êàê ïðàâèëî, íå ÿâëÿþòñÿ îïðåäåëÿþùèìè äëÿ ñóäîâ. Òàê, íàïðèìåð, â ñîîòâåòñòâèè ñ êîäîì, ïðèñâîåííûì áåíçèíó ãàçîâîìó ñòàáèëüíîìó (02 7254) ïî Îáùåðîññèéñêîìó êëàññèôèêàòîðó ïðîäóêöèè, îí îòíîñèòñÿ ê ãðóïïå «Ãàç íåôòåïåðåðàáîòêè è ïèðîëèçà, ïðîäóêòû ãàçîïåðåðàáàòûâàþùèõ çàâîäîâ» (êîä 027200) êëàññà «Íåôòü, íåôòåïðîäóêòû, àëüòåðíàòèâíûå âèäû òîïëèâà, ãàç» (êîä 020000). Îäíàêî, ó÷èòûâàÿ òîò ôàêò, ÷òî óêàçàííûì Êëàññèôèêàòîðîì ïðîäóêöèè ïðÿìîãîííûé áåíçèí è áåíçèíîâûå ôðàêöèè íå êëàññèôèöèðîâàíû, ïðè ðàçðåøåíèè êîíêðåòíîãî ñïîðà ñóäàìè ïðèçíàâàëîñü, ÷òî áåíçèí ãàçîâûé ñòàáèëüíûé ÿâëÿåòñÿ áåíçèíîâîé ôðàêöèåé, ïîëó÷åííîé â ðåçóëüòàòå ïåðåðàáîòêè íåôòè, ãàçà, òî åñòü ÿâëÿåòñÿ ïðÿìîãîííûì áåíçèíîì (ñì. Ïîñòàíîâëåíèå Âòîðîãî àðáèòðàæíîãî àïåëëÿöèîííîãî ñóäà îò 18.03.2008 ïî äåëó N À28-8413/07-363/21).

Видео: РУССКИЙ ПРОЕКТ АДАМОВА — ГАЗОВЫЙ ПРОРЫВ

Способы (область) применения разных марок

Прямогонный бензин используют в нефтехимической отрасли. Он необходим для пиролиза с целью получения этилена – самого широко производимого органического вещества в мире. Дополнительно БП используют для изготовления олефинов в паровом крекинг-оборудовании.

Широкую сферу применения составляет также экстракция и растворение соединений органического характера. Здесь используется экстракционный бензин, который кипит при температуре 70-95 °C. С его помощью извлекают растительные масла, никотин из махорочного листа, жир из костей. Дополнительно продукт используется в качестве растворителя для лакокрасочных и резиновых составов.

Разновидность – деароматизированный бензин с температурой кипения 70-85 °C. Его используют при экстракции масла в регионах с жарким климатом, где наблюдается высокая испаряемость.

Большим направлением в нефтехимии выступает производство из БП нефтяных растворителей. Это тот самый нефрас, который представлен разными марками. Обозначение легко расшифровывается: буква «С» указывает на смешанный состав, цифры – на температуру начала и конца перегонки.

Кроме Нефраса С 50/170 и 150/200 существует Нефрас С 40/220, который считается одним из самых распространенных. Его применяют в нефтехимии и для бытовых нужд, широко используют в строительных и отделочных работах. По структуре нефрас представляет бесцветную маслянистую жидкость. Она токсичная и легко воспламеняемая.

Возможности использования других марок:

  • Нефрас С 50/170. Соответствует ГОСТ 8505-80. Выполняет функцию растворителя при изготовлении искусственной кожи, химического очистителя тканей, промывочного состава для деталей, в том числе от антикоррозийных покрытий.
  • Нефрас С 150/200. Имеет свойства, схожие с Уайт-спиритом, используется в тех же целях.
  • Нефрас САР. Используется в изготовлении монолитных конденсаторов.

Другие возможности применения

Возможности применения разных видов БП:

  • БР-1 и БР-2. Выступают растворителем в изготовлении печатных красок и мастик. Могут применяться в качестве обезжиривателя электрического оборудования, тканевых, кожаных и металлических поверхностей.
  • Растворитель БЛХ. Используется при изготовлении типографских красок, добычи экстракционной канифоли.
  • Узкая фракция прямой перегонки с температурой кипения 110-185 °C. Используется для извлечения из руд озокерита, поэтому называется озокеритовым растворителем.

БП может быть частью различных бензиновых смесей, а также входить в состав осветительных керосинов и даже реактивных топлив. Другой сферой применения выступает производство товарных бензинов, для чего используют дистилляты НК-62 °C или НК-85 °C. Их также могут отправлять на облагораживание (изомеризацию).

БП выступает готовым продуктом для экспортных поставок. Самое большое количество экспорта занимает полуфабрикатный бензин.

Во время раннего развития бензиновых двигателей самолёты летали на автомобильном топливе, так как специальные авиационные бензины для них ещё не были разработаны. Эти ранние виды топлива назывались «прямозаводящимися» бензинами и являлись побочными продуктами дистилляции сырой нефти при производстве керосина, который тогда использовался в качестве топлива для керосиновых ламп. Производство бензина не превосходило производство керосина до 1916 года. Ранние бензины были продуктом дистилляции сырой нефти и не содержали продуктов переработки или другого сырья. Формула таких бензинов была неизвестна, а качество очень зависело от сырой нефти, которая добывалась в разных областях, в различных смесях и с разным коэффициентом. Основной характеристикой бензина был удельный вес по шкале Боме, а позже — летучесть (способность выпускать газ), определяющаяся точкой кипения, которая стала основной характеристикой для производителей бензина. Ранние бензины, созданные из восточной нефти, имели довольно высокий результат по шкале Боме (от 65 до 80) и назывались «Pensilvania High test» или просто «High test».

В 1910 году увеличение объёма производства автомобилей и увеличение потребления бензина привели к увеличенному спросу на него. В то же время развитие электрических сетей привело к уменьшению спроса на керосин и, соответственно, вызвало проблему с поставками. Случилось так, что нефтяная промышленность попала в ловушку: перепроизводство керосина и недостаточное производство бензина не могли изменить коэффициент обоих продуктов, производимых из нефти. Решение этой проблемы было найдено в 1911 году, когда развитие процесса Бертена привело к термальному крекингу сырой нефти, выработка бензина из тяжелых углеводородов увеличилась. Также произошло расширение иностранных рынков сбыта, куда поставлялся керосин, больше не пользующийся спросом на внутреннем рынке. Тогда существовало мнение, что эти новые крекинговые бензины не имеют вредного воздействия. Также существовала практика смешивания легких и тяжелых растворов, которая привела к тому, что такие бензины начали называть «смешанными».

Постепенно такое качество бензина, как летучесть, превзошло тест Боме. В июне 1917 года компания Стэндарт Оил (самый крупный в то время нефтепереработчик в США) объявила, что самым главным качеством бензина является его летучесть. Было подсчитано, что октановый рейтинг бензина составляет от 40 до 60 октанов, иногда достигая от 50 до 65 октанов.

До вступления США в первую мировую войну их европейские союзники использовали топливо, произведенное из сырой нефти, которую добывали на Борнео, Яве и Суматре. Оно обеспечивало удовлетворительное функционирование боевых самолётов. После вступления в Первую Мировую войну в апреле 1917 США стали главным поставщиком бензина. Спустя некоторое время было выявлено, что двигатели стали функционировать хуже, а топливо, которое использовалось для автомобилей, является неподходящим для самолётов. После потери определённого числа боевых единиц особое внимание было уделено качеству топлива. Последующие тестовые полеты, проведенные в 1937 году показали, что снижение октанового числа на 13 пунктов (от 100 до 67) снижает производительность двигателя на 20 % и увеличивает расстояние взлета на 45 %.

С 1917 по 1919 год использование топлива с термическим крегингом увеличилось вдвое. Так же резко возросло использование натурального бензина. В это время во многих штатах были введены спецификации для моторного топлива, но ни одна из них не была согласована, а также не являлась удовлетворяющей с той или иной точки зрения. Производители топлива начали специфицировать ненасыщенный материальный коэффициент (продукты с термальным крекингом вызывали гуммирование и во время использования, и во время хранения, а ненасыщенные углеводороды были более реактивными и содержали больше нечистот, что приводило к гуммированию.) В 1922 году Правительство Соединенных Штатов опубликовало первую официальную спецификацию авиационного бензина. Для авиационного бензина вывели две оценки: «Боевая» и «Домашняя». Они зависели от точки кипения, цвета, содержания серы и теста на выделение смол. Тест на выделение смол привел к тому, что топливо с термическим крекингом больше не использовалось. Авиационное топливо вернулось к фракционным прямогонным бензинам, к смешанным прямогонным или к переработанным бензинам с термальным крегингом. Такой ситуация оставалась до 1929 года.

Автомобильная промышленность отреагировала на увеличенный спрос на бензин с термальным крегингом с тревогой. Процесс термального крекинга выделял большое количество моно и диолефинов (ненасыщенных углеводородов) с возрастающим риском гуммирования. Также уменьшалась летучесть бензина до точки, когда бензин не испарялся, прилипая к свечам зажигания, прирастая к ним, из-за чего двигатель тяжело заводился и хуже работал.

Поскольку производители автомобилей были очень недовольны последовательным снижением качества топлива, они предложили ввести стандарты качества для поставщиков топлива. Производители топлива в свою очередь обвинили производителей автомобилей в том, что они прикладывают мало усилий для повышения экономичности автомобилей. Этот спор известен, как «Проблема топлива». Враждебность между этими двумя отраслями росла, каждый обвинял другого в том, что они не принимают достаточных усилий для решения проблемы. Выход был найден только тогда, когда Американский Институт Нефти созвал конференцию, целью которой было решение «Проблемы топлива», и в 1920 году был создан Объединённый Комитет по исследованию топлива. Помимо представителей двух отраслей, Общество Автомобильных Инженеров сыграло свою роль вместе с Американским Бюро Стандартов, которое было выбрано для проведение беспристрастных исследований. в большинстве своем исследования касались проблем летучести топлива, потребления топлива, легкости зажигания, разжижения топлива в картере и ускорения.

Споры об этилированном бензине 1924—1925

В связи с увеличившимся использованием бензинов термического крекинга, возникла озабоченность проблемой «ненормального сгорания». Начались исследования антидетонационных добавок. Во второй половине 1910-х А. Х. Гибсон, Харри Рикардо, Томас Мидгли-младший и Томас Бойд начали исследовать ненормальное сгорание. В начале 1916 года Чарльз Ф. Кетеринг начал исследовать добавки, основываясь на двух путях: «высокопроцентные» (куда в большом количестве добавлялся этанол) и «низкопроцентные», (для которых достаточно было 2-4 граммов на галлон). Исследование «низкопроцентных» привело к открытию тетраэтилсвинца в декабре 1921 года, продукта исследования Мидгли и Бойда. Благодаря этому открытию появился цикл улучшений качества бензина, что совпало с широкомасштабным развитием производства по переработке нефти. Кетеринг запатентовал тетраэтилсвинец и начал продвигать среди других возможных решений.

Опасность использования свинца была уже доказана, Кеттеринг напрямую был предупрежден Робертом Уилсоном, Рейдом Хантом из Гарварда, Янделлом Хендерсоном из Йеля и Чарльзом Краусом из немецкого Института в Потсдаме об опасности его использования. Краус работал с тетраэтилсвинцом уже много лет и называл его «ползучим злым ядом», который убил одного из членов комиссии его диссертации. 27 октября 1924 года газеты рассказали по всей стране об отравлении свинцом рабочих на нефтеперерабатывающем заводе возле Элизабет, штата Нью Джерси. К 30 октября потери уже составляли 5 человек. В ноябре Рабочая Комиссия в Нью Джерси закрыла нефтеперерабатывающий завод в Бэйвее. Затем этот случай расследовался по предъявленным обвинениям судом присяжных, но к февралю 1925 года наказания не последовало. Бензины, содержащие свинец, были запрещены к использованию в Нью Йорке, Филадельфии и Нью Джерси. Дженерал Моторс, Дюпонт и Стандарт Ойл, которые были партнёрами в Этил Корпорэйшин, компании, созданной для производства тетраэтилсвинца, заявили, что альтернативы этилированному бензину, который обеспечивает эффективность работы двигателя и предупреждает стук в двигателе, не существует.

Нефть и продукты её переработки, особенно высокооктановый авиационный бензин, являлись одним из основных ресурсов, позволявших Германии вести войну. Фактически весь авиационный бензин изготавливался в Германии на заводах по синтезу нефти, он гидрогенезировался из угля и угольных смол. Этот способ был изобретен в 1930-х для того, чтобы добиться независимости от поставок топлива. В то время существовало 2 сорта топлива: В-4 или голубого сорта и С-3 или зелёного, которые составляли 3 четверти от общего производства. В-4 был равен 89 октановому топливу, а С-3 приблизительно соответствовал 100-октановому американскому. Захваченные союзниками немецкие самолёты дали возможность произвести анализ топлива, союзники узнали, какой бензин производится в Германии, и это породило октановую гонку, целью которой было получить преимущество в функционировании боевых машин. В дальнейшем в течение войны С-3 был улучшен и равнялся американскому 150 октановому топливу.

В начале 1944 года Президент Американского Института Нефти и председатель Военного Совета Нефтяной Промышленности сказал: «Союзники может быть приплыли к победе на волне нефти в Первой Мировой войне, но в этой, безусловно, более масштабной Второй Мировой войне мы несемся к победе на крыльях топлива.» В декабре 1941 года у США было 385 000 функционирующих скважин, производящих 1,4 миллиарда баррелей нефти в год, 100-октановый авиационный бензин производился с запасом 40 000 баррелей в день. К 1944 году Соединенные Штаты производили 1,5 миллиарда баррелей в год (67 % от мировой доли), нефтяная промышленность получила 122 завода по производству 100-октанового авиационного бензина с мощностью 400 000 баррелей в день, с ростом производства более чем в 10 раз.

Ïðÿìîãîííûé áåíçèí èëè ïðîäóêöèÿ íåôòåõèìèè?

 ñîîòâåòñòâèè ñ ïðÿìûì óêàçàíèåì â ïï. 10 ï. 1 ñò. 181 ÍÊ ÐÔ ïðÿìîãîííûì áåíçèíîì íå ïðèçíàþòñÿ áåíçèíîâûå ôðàêöèè, ÿâëÿþùèåñÿ ïðîäóêöèåé íåôòåõèìèè.

 öåëÿõ ãë. 22 «Àêöèçû» ïðèìåíÿåòñÿ ëåãàëüíîå îïðåäåëåíèå ïîíÿòèÿ «ïðîäóêöèÿ íåôòåõèìèè», ñîäåðæàùååñÿ â ï. 1 ñò. 179.3 ÍÊ ÐÔ. Ñîãëàñíî ýòîìó îïðåäåëåíèþ ïîä ïðîäóêöèåé íåôòåõèìèè ïîíèìàåòñÿ «ïðîäóêöèÿ, ïîëó÷àåìàÿ â ðåçóëüòàòå ïåðåðàáîòêè (õèìè÷åñêèõ ïðåâðàùåíèé) êîìïîíåíòîâ íåôòè (â òîì ÷èñëå ïðÿìîãîííîãî áåíçèíà) è ïðèðîäíîãî ãàçà â îðãàíè÷åñêèå âåùåñòâà è ôðàêöèè, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ êîíå÷íûìè ïðîäóêòàìè è (èëè) èñïîëüçóþòñÿ â äàëüíåéøåì äëÿ âûïóñêà íà èõ îñíîâå äðóãèõ ïðîäóêòîâ, à òàêæå îòõîäû, ïîëó÷àåìûå ïðè ïåðåðàáîòêå ïðÿìîãîííîãî áåíçèíà â ïðîöåññå ïðîèçâîäñòâà óêàçàííîé ïðîäóêöèè».

Òàêèì îáðàçîì, îäíî èç îñíîâíûõ îòëè÷èé ïðÿìîãîííîãî áåíçèíà îò ïðîäóêöèè íåôòåõèìèè ÿâëÿåòñÿ ïîëó÷åíèå áåíçèíà ìåòîäîì ïåðâè÷íîé (ïðÿìîé) ïåðåãîíêè.

Óñòàíîâëåííàÿ â ïï. 10 ï. 1 ñò. 181 ÍÊ ÐÔ õàðàêòåðèñòèêà áåíçèíîâûõ ôðàêöèé, ðàññìàòðèâàåìûõ â öåëÿõ îáëîæåíèÿ àêöèçîì êàê ïðÿìîãîííûé áåíçèí, ñîäåðæèò òåìïåðàòóðíûé ðåæèì èõ âûïàäåíèÿ (îòäåëåíèÿ) ïðè êèïåíèè íåôòè è èíîãî óãëåâîäîðîäíîãî ñûðüÿ, ÷òî ñâèäåòåëüñòâóåò î ïîëó÷åíèè ýòèõ ôðàêöèé â ðåçóëüòàòå ïðîöåññà ïåðåãîíêè (íåôòè è äðóãèõ óãëåâîäîðîäîâ).

Ïîä ïåðâè÷íîé ïåðåðàáîòêîé, â ñâîþ î÷åðåäü, îáû÷íî ïîäðàçóìåâàþò ïðÿìóþ ïåðåãîíêó íåôòè, â ðåçóëüòàòå êîòîðîé èç íåå âûäåëÿþòñÿ ñîñòàâíûå ÷àñòè â âèäå ðàçëè÷íûõ ôðàêöèé: áåíçèíîâîé, êåðîñèíîâîé, äèçåëüíîé, ìàñëÿíûõ ôðàêöèé è ãóäðîíà. Âûäåëåíèå ýòèõ ôðàêöèé ïðîèñõîäèò ïóòåì íàãðåâà íåôòè, ìíîãîêðàòíûõ èñïàðåíèé è êîíäåíñàöèè óãëåâîäîðîäîâ íà êîíòàêòíûõ óñòðîéñòâàõ â ðåêòèôèêàöèîííûõ êîëîííàõ. Ïðè ýòîì õèìè÷åñêèé ñîñòàâ íåôòè â ïðîäóêòàõ åå ïåðåãîíêè íå ìåíÿåòñÿ. Ìîëåêóëû óãëåâîäîðîäîâ, âõîäÿùèõ â ñîñòàâ íåôòè, â ïðîäóêòàõ åå ïåðåãîíêè íå ïðåòåðïåâàþò íèêàêèõ èçìåíåíèé.

 ñâîþ î÷åðåäü, ïðîäóêöèÿ íåôòåõèìèè ïîëó÷àåòñÿ â ðåçóëüòàòå âòîðè÷íîé ïåðåðàáîòêè íåôòè ïîñðåäñòâîì õèìè÷åñêèõ ïðåâðàùåíèé.

 ñâÿçè ñ ýòèì ñëåäóåò ïðèçíàòü íå ñîîòâåòñòâóþùèì áóêâàëüíîìó òåêñòó äåéñòâóþùåãî çàêîíîäàòåëüñòâà äàííîå â Ïèñüìå Ìèíôèíà Ðîññèè îò 08.02.2007 N 03-07-06/8 ðàçúÿñíåíèå, ñîãëàñíî êîòîðîìó «åñëè ïðîäóêöèÿ íåôòåõèìè÷åñêîãî ïðîèçâîäñòâà íå ÿâëÿåòñÿ ïðîäóêòîì ïðîöåññà ïåðåãîíêè íåôòè, ãàçîâîãî êîíäåíñàòà, ïîïóòíîãî íåôòÿíîãî ãàçà, ïðèðîäíîãî ãàçà èëè èõ ñìåñåé (è ò.ä.) ïðè âûøåóêàçàííûõ ïîêàçàòåëÿõ àòìîñôåðíîãî äàâëåíèÿ è òåìïåðàòóðíîãî ðåæèìà êèïåíèÿ, òàêàÿ ïðîäóêöèÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ ï. 1 ñò. 179.3 ÍÊ ÐÔ â öåëÿõ ãë. 22 «Àêöèçû» ÍÊ ÐÔ ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ïðîäóêöèÿ íåôòåõèìèè».

 ñïîðíîé ñèòóàöèè âûâîä îá îòíåñåíèè òîïëèâà ê òîé èëè èíîé êàòåãîðèè ìîæåò áûòü ñäåëàí ïóòåì ïðîâåäåíèÿ ýêñïåðòèçû òåõíîëîãè÷åñêîãî ðåãëàìåíòà èñïîëüçóåìîé ïðîèçâîäñòâåííîé óñòàíîâêè è ïðîòîêîëîâ èñïûòàíèé áåíçèíîâîé ôðàêöèè (ñì. Ïîñòàíîâëåíèå Äåâÿòîãî àðáèòðàæíîãî àïåëëÿöèîííîãî ñóäà îò 29.11.2011 N 09ÀÏ-29287/2011-ÀÊ ïî äåëó N À40-10464/11-129-46).

Ïðîäóêöèåé íåôòåõèìèè, ñ òî÷êè çðåíèÿ ãë. 22 ÍÊ ÐÔ, ê ïðèìåðó, ïðèçíàâàëèñü:

  • ïîáî÷íûé ïðîäóêò (ñóõîé è âîäîðîäîñîäåðæàùèé òîïëèâíûé ãàç), ïîëó÷àåìûé íà óñòàíîâêå êàòàëèòè÷åñêîãî ðèôîðìèíãà (Ïîñòàíîâëåíèå ÔÀÑ Ìîñêîâñêîãî îêðóãà îò 05.09.2011 N ÊÀ-À40/9381-11 ïî äåëó N À40-53180/10-129-288);
  • ñòàáèëüíûé ãèäðîî÷èùåííûé êåðîñèí (Ïîñòàíîâëåíèå Äåâÿòîãî àðáèòðàæíîãî àïåëëÿöèîííîãî ñóäà îò 03.12.2010 N 09ÀÏ-26218/2010 ïî äåëó N À40-43654/10-115-215);
  • áåíçèí äëÿ ïðîìûøëåííûõ öåëåé (Ïèñüìî Ìèíôèíà Ðîññèè îò 02.04.2008 N 03-07-06/34);
  • àáñîðáåíò, ïîëó÷åííûé â ïðîöåññå ïðîèçâîäñòâà èçîïðåíà èç èçîïåíòàíà ïóòåì íåôòåõèìè÷åñêîãî ñèíòåçà (Ïîñòàíîâëåíèå ÔÀÑ Ïîâîëæñêîãî îêðóãà îò 10.07.2013 ïî äåëó N À55-13427/2012);
  • áåíçîëñîäåðæàùàÿ ôðàêöèÿ, âûðàáàòûâàåìàÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ òåõíîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì ïðîèçâîäñòâà è ÿâëÿþùàÿñÿ ðåçóëüòàòîì âòîðè÷íîé ïåðåðàáîòêè ïðÿìîãîííîãî áåíçèíà â íåîáðàòèìîì ïðîöåññå õèìè÷åñêèõ ïðåâðàùåíèé êàòàëèòè÷åñêîãî ðèôîðìèíãà (Ïèñüìî Ìèíôèíà Ðîññèè îò 23.04.2013 N 03-07-06/14145).

Ïðè ýòîì ññûëêè íà Îáùåðîññèéñêèé êëàññèôèêàòîð ïðîäóêöèè ÎÊ 005-93, ïî êîòîðîìó òîïëèâî ãàçîîáðàçíîå (ãàç ñóõîé) íå ÿâëÿåòñÿ ïðîäóêöèåé íåôòåõèìèè, îáû÷íî îòêëîíÿþòñÿ ñóäàìè ïî òîé ïðè÷èíå, ÷òî â íàçâàííîì Êëàññèôèêàòîðå ãðóïïà «Ïðîäóêòû íåôòåõèìèè» íå ïðåäóñìîòðåíà (ñì. Ïîñòàíîâëåíèå ÔÀÑ Ìîñêîâñêîãî îêðóãà îò 05.09.2011 N ÊÀ-À40/9381-11 ïî äåëó N À40-53180/10-129-288, Ïîñòàíîâëåíèå Äåâÿòîãî àðáèòðàæíîãî àïåëëÿöèîííîãî ñóäà îò 24.11.2010 N 09ÀÏ-27403/2010 ïî äåëó N À40-62146/10-20-351).

Повышение качества автомобильного бензина

Повысить качество автомобильных бензинов можно за счёт следующих мероприятий:

  • отказ от использования соединений свинца, вредных и для двигателя, и для обслуживающего персонала;
  • снижения содержания в бензине серы до 0,05 %, а в перспективе до 0,003 %;
  • снижения содержания в бензине ароматических углеводородов до 45 %, а в перспективе — до 35 %;
  • нормирования концентрации фактических смол в бензинах на месте применения на уровне не более 5 мг на 100 см³;
  • деления бензинов по фракционному составу и давлению насыщенных паров на 8 классов с учётом сезона эксплуатации автомобилей и температуры окружающей среды, характерной для конкретной климатической зоны. Наличие классов позволяет выпускать бензин со свойствами, оптимальными для реальных температур окружающего воздуха, что обеспечивает работу двигателей без образования паровых пробок при температурах воздуха до +60 °С, а также гарантирует высокую испаряемость бензинов и лёгкий пуск двигателя при температурах ниже −35 °С;
  • введения моющих присадок, не допускающих загрязнения и осмоления деталей топливной аппаратуры.

Наиболее массовые в прошлом отечественные бензины А-76, АИ-93 (ГОСТ 2084-77) и АИ-92 (ТУ 38.001165-97) не отвечают перечисленным требованиям по содержанию свинца (для этилированных бензинов), массовой доли серы, отсутствию регламентации содержания бензола и моющих присадок. Эти марки давно не производятся. В настоящее время в России производятся и поставляются на бензоколонки неэтилированные топливные бензины, соответствующие техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 013/2011.

В конце XIX века единственным способом применения бензина было использование его в качестве антисептического средства, средства для чистки (например, тонких кружев) и топлива для примусов (использование керосина в качестве топлива для примусов было категорически запрещено ввиду пожарной опасности, с этой целью ограничивалась снизу температура кипения керосина). В основном из нефти отгоняли только керосин, а всё остальное утилизировали. После появления двигателя внутреннего сгорания, работающего по циклу Отто, бензин стал одним из главных продуктов нефтепереработки. Однако по мере распространения дизельных двигателей на первый план стало выходить дизельное топливо, благодаря более высокому КПД.

Бензин применяется как топливо для карбюраторных и инжекторных двигателей, высокоимпульсное ракетное топливо (Синтин), при производстве парафина, как растворитель, как горючий материал, сырьё для нефтехимии прямогонный бензин или бензин газовый стабильный (БГС).

В России автомобильные бензины выпускаются по ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002, а также по ТУ 0251-001-12150839-2015 «Бензин АИ 92, 95 (Альтернативный)».

Автомобильные бензины подразделяются на летние и зимние (в зимних бензинах содержится больше низкокипящих углеводородов).

Автомобильные бензины, использовавшиеся в СССР:

  • А-56 — с октановым числом не менее 56; выпускался до начала 1960-х годов.
  • А-66 — с октановым числом не менее 66, для двигателей со степенью сжатия до 6,5; выпускался до начала 1980-х годов.
  • А-72 — с октановым числом не менее 72, для двигателей со степенью сжатия 6,5 — 7,0; выпускался до начала 1990-х годов.
  • А-74 — с октановым числом не менее 74, для двигателей автомобилей высокого класса.
  • А-76 — с октановым числом не менее 76, для двигателей со степенью сжатия свыше 7,0; в конце 1990-х заменен на бензин марки АИ-80.
  • АИ-93 — с октановым числом по исследовательскому методу не менее 93; в конце 1990-х заменен на бензин марки АИ-92.

Основные марки автомобильных бензинов по ГОСТ 32513-2013:

  • АИ-80 — с октановым числом по исследовательскому методу не менее 80.
  • АИ-92 — с октановым числом по исследовательскому методу не менее 92; для двигателей со степенью сжатия до 10.5.
  • АИ-95 — с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95; для двигателей со степенью сжатия 10.5-12.
  • АИ-98 — с октановым числом по исследовательскому методу не менее 98; для двигателей со степенью сжатия 12-14.
  • АИ-100, 101, 102 — с октановым числом по исследовательскому методу соответственно не менее 100, 101, 102. Выпускаются по СТО.

Маркировка автомобильных бензинов

В России и странах Таможенного союза маркировка нефтепродуктов регулируется Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (с изменениями на 19 декабря 2019 года)

Согласно ТР ТС автомобильные бензины маркируются тремя группами знаков, разделёнными дефисом;

1.1. Первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин.

1.2. Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом.

1.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина. (Требования установленные к классам фактически соответствуют Европейскому стандарту «Евро»)

Пример. «АИ-92-К5» расшифровывается как бензин автомобильный с октановым числом 92, измеренным исследовательским методом, соответствующий пятому экологическому классу.

При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.

Согласно п. 7.4. ТР ТС 013/2011 выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К4 допускается на территории России до 31 декабря 2015г. (сроки введения запрета были перенесены на 1 июля 2016г.) и на данный момент все выпускаемое и реализуемое топливо должно соответствовать экологическому классу К5.

Поскольку с 2003 года в России официально прекращено производство вредного этилированного бензина, то все бензины считаются неэтилированными, и данный факт в маркировке никак не отображается.

В США используют «октановый индекс», вычисляемый по формуле «моторный» плюс «исследовательский» делённый на два. По этому параметру американский бензин 87 соответствует российскому АИ-92, бензин 89 соответствует АИ-93, а бензин 91 соответствует АИ-95.

Физико-химические и эксплуатационные показатели автомобильных бензинов

Автомобильные бензины должны изготавливаться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования» (этот ГОСТ утратил свою силу) по технологической документации, утверждённой в установленном порядке.

При проведении экспертизы бензина различных марок используются следующие показатели:

  • Октановое число;
  • Фракционный состав;
  • Концентрация серы;
  • Процентное соотношение углеводородов;
  • Бензольная составляющая;
  • Кислосодержащие соединения и др.

Для каждой марки бензина должны соблюдаться конкретные показатели топлива.

Физико-химические и эксплуатационные показатели автомобильных бензинов.

Авиационный бензин отличается от автомобильного более высокими требованиями к качеству, обычно содержит тетраэтилсвинец и имеет более высокое октановое число (что характеризует его детонационную стойкость на бедной смеси) и подразделяется по «сортности» (что характеризует его детонационную стойкость на богатой смеси).

Для авиабензина основными показателями качества являются:

  • детонационная стойкость (определяет пригодность бензина к применению в двигателях с высокой степенью сжатия рабочей смеси без возникновения детонационного сгорания)
  • фракционный состав (говорит об испаряемости бензина, что необходимо для определения его способности к образованию рабочей топливовоздушной смеси; характеризуется диапазонами температур выкипания (40—180 °С) и давлений насыщенных паров (29—48 кПа))
  • химическая стабильность (способность противостоять изменениям химического состава при хранении, транспортировке и применении)

Основной способ производства авиационных бензинов — прямая перегонка нефти, каталитический крекинг или риформинг без добавки или с добавкой высококачественных компонентов, этиловой жидкости и различных присадок.

Классификация авиационных бензинов основывается на их антидетонационных свойствах, выраженных в октановых числах и в единицах сортности. Сорта российских авиационных бензинов маркируются по ГОСТ 1012-72, как правило, дробью: в числителе — октановое число или сортность на бедной смеси, в знаменателе — сортность на богатой смеси, например, Б-91/115 и Б-95/130. Встречается маркировка авиационных бензинов и по одним октановым числам, например, Б-70 (изготовляется по ТУ 38.101913-82) и Б-92 (изготовляется по ТУ 38.401-58-47-92).

Бензины Б-91/115, Б-95/130 и Б-92 этилированные, а бензин Б-70 — нет (он используется в основном как растворитель).

Нашли применение узкие легкокипящие продукты каталитического риформинга (Нефрас С2-80/120 по ГОСТ 26377-84, бензин-растворитель для резиновой промышленности БР-2 по ГОСТ 443-76) или прямой перегонки малосернистой нефти (Нефрас С3-80/120 по ГОСТ 26377-84, бензин-растворитель для резиновой промышленности БР-1 «Галоша» по ГОСТ 443-76) в качестве растворителя для приготовления резиновых клеев, (Нефрас С-50/170) при производстве печатных красок, мастик; для обезжиривания электрооборудования, тканей, кожи, поверхностей металлов перед нанесением металлических покрытий; для промывки подшипников, арматуры перед консервацией, в производстве искусственного меха; для изготовления быстросохнущих масляных красок и электроизоляционных лаков; для извлечения канифоли из древесины, приготовления спирто-бензиновой смеси для промывки печатных плат в электротехническом производстве.

Экстракционные бензины прямой перегонки малосернистой нефти (Нефрас С3-70/95) применяются для экстракции растительных масел, извлечения жира из костей, никотина из махорочного листа, как растворитель в резиновой и лакокрасочной промышленности.

Малосернистый деароматизированный экстракционный бензин (Нефрас С2-70/85) применяется для выработки масел в районах с жарким климатом (высокой испаряемостью).

Получаемый из рафината каталитического риформинга бензин растворитель (Нефрас С3-105/130), содержащий в основном парафиновые углеводороды линейного и изомерного строения, производится специально для лесохимической промышленности и применяется для извлечения канифоли из древесной щепы, иногда при приготовлении резиновых клеев и лаковых рецептур типографских красок.

Узкую фракцию прямой перегонки (температура кипения 110—185 °C) (озокеритовый растворитель) применяют для экстракции озокерита из руд.

Широкое применение получил Нефрас С 50/170 по ГОСТ 8505-80 (широкая фракция прямой перегонки малосернистой нефти или рафината каталитического риформинга) в качестве растворителя при производстве искусственных кож, для химической чистки тканей, промывки деталей перед ремонтом, для смывания с деталей противокоррозийных покрытий и др.

Ксилольный рафинат каталитического риформинга и толуола с содержанием ароматики до 30 % — Нефрас САР применяется при производстве монолитных конденсаторов.

Особенно распространён бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности — Уайт-спирит. он же — Нефрас С4-155/200 узкой фракции прямой перегонки сернистой нефти, близок по свойствам и применяется так же, как и уайт-спирит, однако содержит больше серы и имеет более резкий запах.

В народе бензины-растворители бытового применения часто называют «Галоша», путая и смешивая наименование продуктов Нефрас С2-80/120 и Нефрас С3-80/120, схожего по составу с БР1, имевшего товарное наименование «Галоша».

Нафта (бензины для нефтехимии)

Лигроин (иначе — нафта) представляет собой фракцию нефти с пределами выкипания до 180 градусов Цельсия, состоит преимущественно из нормальных парафинов С5-С9. Получают прямой перегонкой нефти с добавлением небольшого количества вторичных фракций. Применяется как сырьё пиролиза для получения этилена на нефтехимических предприятиях, для блендинга и для экспорта. В РФ известны следующие товарные названия таких нефтепродуктов:

  • Бензин газовый стабильный (БГС)
  • Бензин для химической промышленности
  • Бензин прямогонный (БП)
  • Дистиллят газового конденсата лёгкий (ДГКл)
  • Прочие продукты-аналоги

Производство, потребление и экспорт из СНГ

В структуре производства на 2000-е (35 млн т) основную долю занимает АИ-92 — около 18 млн т (51 %), АИ-80 — около 10 млн т (29 %), на АИ-95 приходится до 4 млн т (11 %), прямогонный бензин около 3 млн т (8 %), на АИ-98 приходится меньше процента всего производства. В том числе производство МТБЭ составляет около 700 тыс. т.

На 2007 год внутреннее потребление бензина в стране составляет около 29 млн т в год, рост потребления, несмотря на существенный рост автомобильного парка (8 %), составляет около 1,5 % в год. Структура потребления повторяет структуру производства с меньшими долями экспортных прямогонного и 80-го бензинов: АИ-92 — 62 %, АИ-80 — 24 %, АИ-95 — 14 %. Причём прирост потребления отмечается прежде всего за счёт высокооктановых (АИ-95) бензинов, происходит постепенное замещение ими низкооктановых. Основным потребителем АИ-80 является грузовой, малотоннажный и внутригородской пассажирский транспорт.

Значительную часть экспорта составляет полуфабрикатный прямогонный, а также бензин марки АИ-80 экспортный.

  • В 2005 году 5,9 млн тонн бензина на 2,5 млрд долл.
  • В 2006 году 6,3 млн тонн — на 3,4 млрд долл.
  • В 2007 году 5,9 млн тонн — на 3,4 млрд долл.

Добавить комментарий