Авиационный бензин октановое число бензина

Авиационный бензин – это легковоспламеняющаяся жидкость, которая поступает в мотор летательного аппарата, смешиваясь с воздухом, чтобы получить тепловую энергию в результате процесса окисления кислородом поступающего воздуха в камеру сгорания. На таком топливе работают поршневые двигатели.

В авиационном бензине ценятся следующие показатели:

  • Детонационная стойкость.
  • Химическая стабильность.
  • Фракционный состав.

Измерение параметра стойкости к детонации авиационного бензина необходимо для принятия решения о пригодности использования такого топлива в агрегатах, где происходит высокая степень сжатия поступающей из бензобака смеси. Для нормальной работы мотора летательного аппарата важно избежать детонационного возгорания.

Фракционный состав необходимо знать для определения испаряемости бензина. Во время измерения выясняется, образует ли топливно-воздушную смесь.

Химическая стабильность – это противостояние изменениям состава горючей жидкости при транспортировке, хранении и эксплуатации.

Виды бензинов, используемых в авиации

Существует 2 вида базовых бензина – прямогонный и актил-бензин. Первый вид горючего получил популярность в середине XX века, добывали его путём прямой перегонки. Прямогонную горючую смесь получают методом ректификации и последующего отбора нефтяных фракций, которые испаряются при определённом нагреве. Если фракции испаряются при температуре до 100 градусов по Цельсию, бензин относят к первому сорту, если температура нагревания для испарения составляет до 110 градусов, то бензин именуют специальным. Если нефтяные фракции испаряются в бензине при температуре до 130 градусов, то горючее имеет 2 сорт качества.

У разных сортов бензина, полученных посредством перегонки, существует единый фактор, который их объединяет – низкое октановое число. При помощи прямогонного метода бензиновую смесь с ОЧ выше 65 получить возможно лишь из нефти, добытой в Азербайджане, Краснодарском крае, на Сахалине и территории Средней Азии. В других местах добычи «чёрного золота» горючая смесь из-за наличия парафиновых углеводородов получается с низким ОЧ.

Достоинства прямогонного бензина

Положительными качествами прямогонных бензинов являются:

  • стабильность;
  • антикоррозийные свойства;
  • прекрасная испаряемость;
  • высокая теплопроводность (около 10 500 б. кал/кг);
  • устойчивость к низким температурам (до 100 градусов Цельсия);
  • малая гигроскопичность.

Поскольку у такого топлива слишком высокая детонационная стойкость, его используют только вместе с примесями, в результате чего октановое число повышается.

Что такое октановое число?

Октановое число характеризует стойкость к детонации у горючего материала, т. е. способность жидкости самовоспламеняться во время сжатия в ДВС. Октановое число равняется содержанию изооктана в горючей смеси совместно с веществом н-гептаном. Смесь должна быть эквивалента по сопротивлению и детонации к исследуемому образцу топлива в нормальных условиях. Вещество изооктан плохо окисляется, поэтому его стойкость к детонации приняли за 100 единиц, а вещество н-гептан детонирует даже при малейшем сжатии, поэтому стойкость к детонации у него принята за ноль. Для определения сопротивляемости к детонации бензина, у которого ОЧ превышает 100 единиц, создали специальную шкалу. В ней используется изооктан с добавкой тетраэтилсвинца в разном количестве.

Разновидности ОЧ

Октановые числа делятся на два вида: ОЧМ и ОЧИ. ОЧИ (исследовательское октановое число) демонстрирует, как реагирует бензин при малой и средней нагрузке двигателя. Для определения ОЧИ используется установка, имитирующая мотор с одним цилиндром. Конструкция способна сжимать жидкость с переменной силой. Частота вращения коленвала равняется 600 об./мин при температуре 50 градусов Цельсия.

ОЧМ (моторное октановое число) демонстрирует поведение горючей жидкости во время больших нагрузок. Метод определения похож на предыдущей, однако частота вращения коленвала установки, имитирующей двигатель, составляет 900 об./мин, а температура воздуха на испытаниях достигает 150 градусов по Цельсию.

Повышение ОЧ благодаря присадкам

Современные моторы, использующиеся в авиации, нуждаются в топливе с минимальным октановым числом – не менее 95 единиц. Очищенные бензины после прямой перегонки получаются с низким октановым числом, они не подходят для использования в современных авиационных моторах. Повышения антидетонационных свойств можно добиться при помощи присадок. Ранее для этих целей применялась только этиловая жидкость. В наши дни были разработаны целые комплексы для увеличения ОЧ, которые содержат в себе кислородосодержащие компоненты, эфиры, стабилизаторы, красители, антикоррозийные вещества и многое другое.

Отличие бензина Б 91 115 от Avgas 100 ll

Авиационный бензин Б 91 115 – это смесь топлива, полученного прямой перегонкой с использованием каталитического риформинга. В состав такого топлива включены алкилбензолы, толуол и различные присадки (этил, антиокислитель, краситель). Авиационный бензин Avgas 100 ll состоит из смеси подобных высокооктановых и базовых компонентов. Для получения такой марки топлива добавляют этил, краситель и присадки, препятствующие образованию коррозии и статического электричества.

Отличия между двумя марками горючих веществ заключается в сортности, используемых присадках, компонентах и различном содержании тетраэтилсвинца. В первом сорте горючего количество тетраэтилсвинца не должно быть больше 2,5 г/кг, во втором – 0,56 г/л. Буквенный шифр ll в названии означает низкое содержание свинца в топливе. Чем меньше свинца в авиационном бензине, тем лучше его экологические характеристики. Более чистый бензин не только защитит природу от уничтожения, но и снизит отравляющее воздействие горючего на работников, постоянно вынужденных контактировать с ним. Стоит отметить, что законодательство РФ не регламентирует добавление в состав авиационного топлива присадок против коррозии, кристаллизации и статики.

Сортность топлива

Сортность смеси влияет на ее устойчивость к взрыву во время работы ДВС при максимально возможной мощности. К примеру, в сорте горючего под № 115 допускается прирост мощности во время работы ДВС на 15 процентов больше, чем на изооктане. Сортность авиационного бензина Avgas 100 ll, согласно документации, должна быть не менее 130 единиц. У авиационного бензина 91 115 – не меньше 115 единиц, исходя из ГОСТа 1012 на авиационные бензины. Топливо Avgas 100 ll даёт прирост к мощности, но только в том случае, если ДВС работает на обогащённой смеси. Мощность в этом случае увеличивается на 15 процентов, по сравнению с горючим сорта Б 91 115.

Производство авиабензина

Производство авиационного бензина – это сложный процесс, который заключается в следующих технологических операциях:

  • Производство различных компонентов (стабильный катализатор, толуол и т. д.).
  • Процесс фильтрации присадок и других компонентов.
  • Смешивание присадок и компонентов.

В нашей стране авиабензин не производится. Причина кроется в запрете на производство этила в РФ. Даже если недостающий компонент закупать за границей, производство горючего материала экономически невыгодно из-за малых объёмов его потребления. Готовое топливо для летательных аппаратов закупается за границей. Сложившаяся ситуация ставит авиационную промышленность в России в невыгодное положение, ведь производство отечественных летательных аппаратов зависит от закупочных цен на топливо из-за границы, а также объёма закупок.

Зачем нужен тетраэтилсвинец в составе авиабензина?

В авиационные бензины в обязательном порядке добавляют вещество под названием тетраэтилсвинец (ТЭС). Это выгодно с точки зрения экономии, так как при его наличии в составе горючее имеет большую детонационную стойкость во время сжигания в моторе. Помимо этого, ТЭС препятствует износу подвижных частей двигателя самолёта. Необходимо добавить, что ТЭС в чистом виде не используется, его превращают в этиловую жидкость. Содержание тетраэтилсвинца в такой жидкости достигает 50 процентов.

Требования к бензину для авиации

По сравнению с автомобильным горючим, требования ГОСТа к авиационному бензину гораздо жёстче. Его изготовление регламентировано числом технологических процессов. Горючую жидкость для летательных средств разрабатывают, учитывая все особенности конструкции топливных систем и моторов в самолётах.

Специальные требования к авиационным бензинам, которые используются в авиации:

  • Повышенная испаряемость. Этот параметр облегчает пуск двигателя, улучшает качество смеси.
  • Стойкость к взрыву при повышенных нагрузках.
  • Маленькая гигроскопичность (поглощение влаги).
  • Устойчивость к пониженной температуре.

Бензин авиационный Б-70 – это легковоспламеняющееся горючее, имеющее едкий запах. Попадание его на кожу, глаза или во внутренние органы может привести к необратимым процессам, так как вещество это весьма токсично. Все необходимые работы с таким горючим проводятся с работающей вентиляцией, а для защиты человека используют перчатки из резины.

Технические характеристики авиационного бензина Б-70:

  • бесцветное и прозрачное вещество;
  • плотность при комнатной температуре составляет не более 0,7 г/см3;
  • начало перегонки – не выше 80 градусов Цельсия;
  • процесс перегонки осуществляется при температуре не выше 100 градусов по Цельсию;
  • ароматические углеводы в составе занимают не более 1,5 процентов;
  • доля серы – не более 1,5%.

Авиационный бензин характеризуется следующими базовыми показателями.

Детонационная стойкость. Данный параметр указывает, насколько пригодно топливо для использования в агрегатах с высокой степенью сжатия поступающей смеси. Нормальная работа авиационного мотора подразумевает исключение возгорания от детонации.

Химическая стабильность. Показатель горючей жидкости, который оценивает уровень ее противостояния изменениям во время эксплуатации, транспортировки и хранения.

Фракционный состав. Эта характеристика определяет степень испаряемости бензина, которая указывает на образование топливно-воздушной смеси.

Авиационное топливо подразделяется на два основных вида – прямогонный бензин и актил-бензин. Первый вид горючей смеси для летательных аппаратов был очень востребован в середине 20 века. Прямогонное топливо изготавливается путем ректификации и последующего отбора нефтяных фракций, которые из-за процедуры специального нагрева испаряются. Причем бензин относится к первому сорту, когда фракции испаряются при температуре до 100 °C. Если же температура для испарения фракций достигает 110 °C, то горючая смесь считается «специальной» категории. А при испарении нефтяных фракций при температуре, достигающей 130 °C, авиационное топливо принадлежит ко второму сорту качества.

Несмотря на имеющиеся различия в параметрах авиационного бензина, изготовленного путем перегонки, из-за его сортамента, низкие показатели октанового числа (ОЧ) их все-таки объединяют. Следует учитывать, что в настоящее время прямогонный бензин для летательных аппаратов с ОЧ выше 65 можно произвести только из нефти, добывающейся на территории Азербайджана, Средней Азии, Краснодарского края и Сахалина. Все остальное нефтяное сырье может служить лишь для изготовления топлива с худшими показателями октанового числа из-за высокого содержания в нем парафиновых углеводородов.

К непосредственным достоинствам прямогонного бензина для авиации следует относить высокую стабильность, хорошую испаряемость, прекрасные антикоррозийные параметры, малую гигроскопичность, устойчивость к низким температурам и отличную теплопроводность.

Для того чтобы определить качество авиационного бензина необходимо в первую очередь разобраться с таким его параметром, как октановое число. ОЧ горючего материала определяет степень его стойкости к детонации. Другими словами, этот показатель показывает возможность топливной жидкости самовоспламеняться при сжатии в двигателе внутреннего сгорания. Таким образом, ОЧ равняется содержанию в горючей смеси изооктана и н-гептана, которые непосредственно влияют на стойкость авиационного бензина к детонации.

Определение ОЧ исследуемого образца топливной смеси осуществляется в стандартных условиях при установлении эквивалента по сопротивлению и детонации с известными показателями. В данном контексте следует принять во внимание, что плохо окисляющийся изооктан имеет стойкость к детонации 100 ед., а вещество н-гептан, мгновенно детонирующее при малейшем сжатии, характеризуется аналогичным показателем, принятым равным нулю. А для определения устойчивости к детонации бензина, у которого октановое число превышает 100 единиц, создали специальную шкалу, в которой используется изооктан с добавкой тетраэтилсвинца в разном количестве.

Следует знать, что ОЧ  бывают исследовательскими (ОЧИ) и моторными (ОЧМ). Первый тип ОЧ показывает, как при средней и малой нагрузке двигателя реагирует авиационный бензин. Для определения данного показателя применяется специальная установка в виде одноцилиндрового мотора, конструкция которого сжимает топливо с переменной нагрузкой. При этом частота вращения коленвала равняется 600 оборотов в минуту при температуре 50 °C.

ОЧМ демонстрирует, каким образом горючая жидкость реагирует на повышенные нагрузки. При этом методология аналогична предыдущей за исключением того, что частота вращения коленвала составляет 900 оборотов в минутк, а температура воздуха на испытаниях достигает 150°C .

Особое значение в части, касающейся увеличения ОЧ, приобретают присадки, благодаря которым достигается его уровень, необходимый для авиации (не менее 95 единиц). Раньше для целей увеличения ОЧ использовалась этиловая жидкость, а сегодня применяются целые комплексы, содержащие кислородосодержащие компоненты, эфиры, стабилизаторы, красители, антикоррозийные вещества и т.д.

Авиационный бензин Б 91 115 представляет собой топливную смесь, которую получают за счет прямой перегонки с применением каталитического риформинга. В его состав включены алкилбензолы, толуол и различные присадки (этил, антиокислитель, краситель). В свою очередь, авиационный бензин Avgas 100 ll состоит из смеси подобных высокооктановых и базовых компонентов. Однако для получения данной марки авиационного горючего добавляют кроме того краситель и присадки, препятствующие образованию коррозии и статического электричества.

Основными отличительными свойствами этих марок авиационного топлива является сортность применяемых присадок и компонентов, в которых содержится различный уровень тетраэтилсвинца. Так, в первосортном топливе тетраэтилсвинца должно быть не больше 2,5 г/л, а во втором – 0,56 г/л. Буквенный шифр «ll» в маркировке авиационного топлива означает низкое содержание в нем свинца, наименьшее количество которого в первую очередь влияет на его улучшенные экологические характеристики. Следует учитывать, что российское законодательство не регламентирует добавление в состав авиационного топлива присадок против коррозии, кристаллизации и статики.

На устойчивость к взрыву при работе двигателя внутреннего сгорания на максимальной мощности в первую очередь влияет сортность топливной смеси. Например, горючее №115 допускает прирост рабочей мощности на 15% больше, чем авиационное топливо, созданное на изооктане. Авиационный бензин Avgas 100 ll согласно технической документации имеет сортность не менее 130 единиц. У топлива же марки 91 115 этот показатель превышает 115 единиц, что прописано в ГОСТ 1012. Топливо Avgas 100 ll даёт прирост к мощности, но только в том случае, если двигатель работает на обогащённой смеси. Мощность в этом случае увеличивается на 15% по сравнению с авиационным бензином марки Б 91 115.

Производство авиационного бензина представляет собой достаточно сложный процесс, заключающийся в следующих технологических операциях:

— производство различных компонентов (стабильный катализатор, толуол и т. д.);

— процесс фильтрации присадок и других компонентов;

— смешивание присадок и компонентов.

В России авиационный бензин не производится из-за наличия запрета на изготовление этила. Однако при условии закупки недостающего компонента за границей РФ изготовление топлива для летательных аппаратов будет экономически не обоснованным, что связано с небольшими объемами его использования.  

Авиационное топливо обязательно содержит тетраэтилсвинец (ТЭС), который существенным образом улучшает его детонационные характеристики. Кроме того, этот компонент увеличивает износоустойчивость трущихся элементов двигателя. Однако ТЭС в чистом виде не используется, а его концентрация в применяемой для этих целей этиловой жидкости составляет 50%.

Согласно ГОСТ к авиационному бензину применяются более жесткие требования, чем к автомобильным видам топлива. А его производство подразумевает четкое число технологических процессов.


ГОСТ 1012-2013



МКС 75.160.20

Дата введения 2015-01-01

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы», Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1861-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 1012-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 1012-72

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отменены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»


1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на авиационные бензины, изготовляемые из высокооктановых компонентов (алкилата, изомеризата, бензина каталитического риформинга, толуола или других компонентов с высокой химической стабильностью) с добавлением этиловой жидкости, антиокислителя и красителя.

Авиационные бензины не должны содержать поверхностно-активных веществ и других химических веществ в количестве, ухудшающем их свойства.

Авиационные бензины выпускают следующих марок:

— авиационный бензин Б-92, поставляемый по государственному оборонному заказу;

— авиационный бензин Б-91/115.

Классификация групп продукции на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) , предназначенная для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции, приведена в приложении А.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.018 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования

ГОСТ 12.1.044 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.4.011 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 12.4.021 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования

ГОСТ 12.4.034 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка

ГОСТ 12.4.103 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация

ГОСТ 12.4.310 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная для защиты работающих от воздействия нефти, нефтепродуктов. Технические требования

ГОСТ 17.2.3.02 Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 511 Топливо для двигателей. Моторный метод определения октанового числа

ГОСТ 1510 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 1567 (ИСО 6246-95) Нефтепродукты. Бензины автомобильные и топлива авиационные. Метод определения смол выпариванием струей

ГОСТ 1756 (ИСО 3007-99) Нефтепродукты. Определение давления насыщенных паров

ГОСТ 2177 (ИСО 3405-88) Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава

ГОСТ 2517 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ 3338 Бензины авиационные. Метод определения сортности на богатой смеси

ГОСТ ISO 3405 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении

ГОСТ 3900 Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности

ГОСТ 5066-2018 Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и замерзания

ГОСТ 5985 Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа

ГОСТ 6307 Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей

ГОСТ 6321 (ИСО 2160-85) Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке

ГОСТ 6667 Бензины авиационные. Метод определения периода стабильности

ГОСТ 6994 Нефтепродукты светлые. Метод определения ароматических углеводородов

ГОСТ 11362 (ИСО 6619-88) Нефтепродукты и смазочные материалы. Число нейтрализации. Метод потенциометрического титрования

ГОСТ 13210 Бензины. Метод определения содержания свинца комплексометрическим титрованием

ГОСТ 19121 Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе

ГОСТ 19433 Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ 20924 Бензины автомобильные и авиационные. Метод определения интенсивности окраски

ГОСТ 21261 Нефтепродукты. Метод определения высшей теплоты сгорания и вычисление низшей теплоты сгорания

ГОСТ 28828 Бензины. Метод определения свинца

ГОСТ 32139 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

ГОСТ 32340 (ISO 5163:2005) Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных и авиационных топлив. Моторный метод

ГОСТ 32403 Нефтепродукты. Определение содержания серы (ламповый метод)

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Условные обозначения


Условное обозначение авиационного бензина должно состоять из обозначения его марки со ссылкой на настоящий стандарт.

Примеры

1 Бензин авиационный Б-92 по ГОСТ 1012-2013.

2 Бензин авиационный Б-91/115 по ГОСТ 1012-2013.

4 Технические требования

4.1 Авиационные бензины должны изготовляться по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов бензинов, прошедших квалификационные испытания с положительными результатами.

4.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям авиационные бензины должны соответствовать нормам и требованиям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1 — Физико-химические и эксплуатационные показатели авиационных бензинов

Наименование показателя

Значение показателя для марки

Метод испытания

Б-92

Б-91/115

1 Содержание тетраэтилсвинца, г/1 кг бензина, не более

2,0

2,5

По ГОСТ 28828 , ГОСТ 13210 и 9.3 настоящего стандарта

2 Детонационная стойкость:

октановое число по моторному методу, не менее

91,5

91

По ГОСТ 32340 , ГОСТ 511

сортность на богатой смеси, не менее

115

По ГОСТ 3338 , 9.2 настоящего стандарта [1]*

________________
* См. раздел Библиография. — Примечание изготовителя базы данных.

3 Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее

42737·10
(10200)

42947·10
(10250)

По ГОСТ 21261

4 Фракционный состав:

ГОСТ ISO 3405 , ГОСТ 2177

температура начала перегонки, °С, не ниже

40

10% отгоняется при температуре, °С, не выше,

82

50% отгоняется при температуре, °С, не выше

105

90% отгоняется при температуре, °С, не выше

145

97,5% отгоняется при температуре, °С, не выше

180

остаток, %, не более

1,5

потери, %, не более

1,5

5 Давление насыщенных паров, кПа

29,3-49,0

По ГОСТ 1756

6 Кислотность, мг КОН/100 см бензина, не более

1,0

0,3

По ГОСТ 5985 , ГОСТ 11362

7 Температура начала кристаллизации, °С, не выше

-60

По ГОСТ 5066 -2018 (метод Б)

8 Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более

Не нормируется, определение обязательно

35

По ГОСТ 6994

9 Содержание фактических смол, мг/100 см бензина, не более

3

По ГОСТ 1567

10 Массовая доля серы, %, не более

0,03

По ГОСТ 32139 , ГОСТ 32403 , ГОСТ 19121

11 Испытание на медной пластинке

Выдерживает

По ГОСТ 6321

12 Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

По ГОСТ 6307

13 Содержание механических примесей и воды

Отсутствие

По 9.5 настоящего стандарта

14 Прозрачность

Прозрачный

По 9.5 настоящего стандарта

15 Цвет

Зеленый

По 9.5 настоящего стандарта

16 Период стабильности, ч, не менее

8

12

По ГОСТ 6667

17 Плотность при 20°С, кг/м

Не нормируется, определение обязательно

По ГОСТ 3900

Примечания

1 Для авиационного бензина марки Б-92 допускается норма по показателю 2 «сортность на богатой смеси» не менее 100; определяется на стадии подготовки производства и гарантируется технологией производства.

2 Для обеспечения требований по показателю 16 в авиационный бензин могут быть добавлены следующие антиокислители:

2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол;

2,4-диметил-6-трет-бутилфенол;

2,6-ди-трет-бутилфенол;

не менее 75% 2,6-ди-трет-бутилфенола плюс не более 25% смеси трет- и три-трет-бутилфенолов;

не менее 75% ди- и три-изопропилфенола плюс не более 25% ди- и три-трет— бутилфенолов;

не менее 72% 2,4-диметил-6-трет-бутилфенола плюс не более 28% монометил- и диметил-трет-бутилфенолов;

параоксидифениламин;

N,N’-ди-изопропил-пара-фенилендиамин;

N,N’-ди-втор-бутил-пара-фенилендиамин.

Предельная концентрация антиокислителя составляет 50 мг/кг.

________________
В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51497-2002* «Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектометрии».

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 51947-2002 . — Примечание изготовителя базы данных.

5 Красители

5.1 Для окрашивания этилированных бензинов добавляют красители, приведенные в таблице 2.

Марка

Цвет

Наименование красителя

Масса красителя, мг на 1 кг бензина

Б-92

Зеленый

Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый

6,0±0,1

Б-91/115

Зеленый

Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый

6,0±0,1

Примечания

1 Интенсивность окраски (концентрацию красителя) изготовитель определяет по ГОСТ 20924 .

2 При применении жирорастворимого зеленого антрахинонового красителя допускается цвет бензина зеленый с синеватым оттенком.

6 Требования безопасности

6.1 Авиационный бензин до этилирования является малоопасным продуктом и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007 .

6.2 Требования к предельно допустимым концентрациям авиационных бензинов в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, в почве и контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в соответствии с утвержденными нормативными документами.

6.3 Постоянный контакт кожных покровов с авиационными бензинами может вызвать острые воспаления и хронические экземы. Вдыхание паров авиационных бензинов оказывает вредное воздействие на кроветворные органы.

6.4 Компонент бензина тетраэтилсвинец — сильный яд, обладающий выраженным кумулятивным действием, вызывает нарушения центральной нервной системы, оказывает аллергическое воздействие, относится к 1-му классу опасности, предельно допустимая концентрация паров в воздухе рабочей зоны — 0,005 мг/м в соответствии с ГОСТ 12.1.005 .

6.5 Авиационные бензины в соответствии с ГОСТ 12.1.044 представляют собой легковоспламеняющуюся жидкость, взрывоопасная концентрация паров которой в смеси с воздухом составляет 6%.

Температура самовоспламенения авиационных бензинов — от 380°С до 475°С, температура вспышки — от минус 34°С до минус 38°С, область воспламенения — 0,98% об. — 5,48% об.; температурные пределы воспламенения: нижний — от минус 34°С до минус 38°С, верхний — от минус 10°С до плюс 5°С.

При возгорании авиационных бензинов применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, воздушно-механическую пену, при объемном тушении — углекислый газ, состав СЖБ и перегретый пар.

6.6 В помещениях для хранения и эксплуатации авиационных бензинов запрещается использовать открытый огонь, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывозащищенном исполнении.

При работе с авиационными бензинами не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

6.7 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования авиационных бензинов, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018 .

6.8 Помещения, в которых проводят работы с авиационными бензинами, должны быть снабжены обменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021 .

Места возможного выделения химических веществ в воздух рабочей зоны должны быть оборудованы местными вытяжными устройствами.

6.9 Оборудование и аппараты процессов слива и налива авиационных бензинов должны быть герметизированы с целью исключения попадания бензинов в системы бытовой, промышленной и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву, а его паров — в воздушную среду.

6.10 При разливе авиационных бензинов необходимо собрать их в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с утвержденными санитарными нормами.

6.11 При работе с авиационными бензинами применяют средства индивидуальной защиты согласно ГОСТ 12.4.011 , ГОСТ 12.4.103 , ГОСТ 12.4. 310 и утвержденным типовым отраслевым нормам.

В местах с содержанием паров авиационных бензинов, превышающим ПДК, разрешается работать только с применением средств защиты органов дыхания: кратковременно — фильтрующих противогазов с коробкой марки БКФ или ДОТ-600, долговременно — шланговых противогазов марки ПШ-1 или аналогичных им, указанных в ГОСТ 12.4.034 .

6.12 При работе с авиационными бензинами необходимо соблюдать правила личной гигиены. При попадании авиационных бензинов на открытые участки тела необходимо их удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз — обильно промыть глаза теплой водой.

6.13 Все работающие с авиационными бензинами должны проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с установленными требованиями органов здравоохранения.

7 Требования охраны окружающей среды

7.1 Основным средством охраны окружающей среды от вредных воздействий авиационных бензинов является использование герметичного оборудования в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием и хранением авиационных бензинов, а также строгое соблюдение технологического режима.

7.2 При производстве, хранении и применении авиационных бензинов должны быть предусмотрены меры, исключающие попадание бензинов в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву.

7.3 Для охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами вредных веществ должен быть предусмотрен контроль за содержанием выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02 .

8 Правила приемки

8.1 Авиационные бензины принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве (паспорт продукции), выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы.

8.2 Паспорт продукции, выдаваемый изготовителем или продавцом, должен содержать:

— наименование и обозначение марки авиационного бензина;

— наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);

— обозначение настоящего стандарта;

— нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие авиационного бензина данной марки требованиям настоящего стандарта, технического регламента [ 2 ] ;

Действует на территории стран — участников Таможенного союза.


— дату выдачи и номер паспорта;

— подпись лица, оформившего паспорт;

— сведения о декларации соответствия (при наличии);

— сведения о наличии или отсутствии в авиационном бензине присадок.

8.3 Сопроводительную документацию на партию авиационного бензина, выпускаемого в обращение, выполняют на русском языке и на государственном языке государства, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.

8.4 При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания на пробе, вновь отобранной от той же партии.

Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.

8.5 При разногласиях в оценке качества авиационных бензинов следует использовать метод испытания, приведенный в таблице 1 первым.

9 Методы испытаний

9.1 Отбор проб проводят по ГОСТ 2517 . Объем объединенной пробы — 10 дм .

Пробу бензина на случай разногласий в оценке качества отбирают в тару из темного стекла.

9.2 При определении сортности авиационного бензина по ГОСТ 3338 допускается использовать этиловую жидкость (ТЭС) зарубежного производства.

9.3 Содержание свинца в авиационном бензине, полученное по ГОСТ 28828 , пересчитывают на содержание тетраэтилсвинца , г/1 кг бензина, по формуле

, (1)


где — содержание свинца в авиационном бензине по ГОСТ 28828 , г/дм ;


1,561 — коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец;

— плотность авиационного бензина, кг/м .

9.4 Теплоту сгорания определяют на месте производства авиационного бензина не реже одного раза в месяц.

9.5 Прозрачность, цвет, содержание механических примесей и воды в авиационном бензине определяют визуально.

Авиационный бензин, помещенный в стеклянный цилиндр диаметром 40-55 мм, должен быть прозрачным, не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды.

10 Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

10.1 Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение авиационных бензинов — по ГОСТ 1510 .

При хранении, транспортировании и обращении с авиационными бензинами должны соблюдаться действующие санитарные правила и инструкции.

Маркировку, характеризующую транспортную опасность авиационных бензинов, проводят в соответствии с правилами перевозки грузов [3]-[ 5 ].

Маркировка, характеризующая транспортную опасность авиационных бензинов, в соответствии с ГОСТ 19433 : класс — 3, подкласс — 3.1, знак опасности — по чертежу 3, классификационный шифр — 3111.

11 Гарантии изготовителя

11.1 Изготовитель гарантирует соответствие качества авиационных бензинов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

11.2 Гарантийный срок хранения авиационных бензинов — 5 лет со дня изготовления.

Приложение А (справочное). Классификация групп продукции на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП)

Приложение А
(справочное)

Марка бензина

Код ОКП

Б-92

02 5111

Б-91/115

02 5111

Библиография

[1]

ASTM D 909-12*

Standard test method for supercharge rating of spark-ignition aviation gasoline


(Стандартный метод определения сортности на богатой смеси для авиационных бензинов)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей . — Примечание изготовителя базы данных.

[2]

Технический регламент Таможенного союза
ТР ТС 013/2011

О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826

[3]

Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам от 23 ноября 2007 г., 30 мая 2008 г., 22 мая 2009 г.

[4]

Правила перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума , утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества 22 мая 2009 г. N 50

[5]

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом , утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272

УДК 665.633;665.73:006.354

МКС 75.160.20

Ключевые слова: авиационные бензины, технические условия

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019

Бензин — это  горючая смесь углеводородов, а не моновещество, имеющее четкую структуру. Существует немало разновидностей данной жидкости, отличающихся не только названием, но и молекулярным строением и составом. В зависимости от вида бензина, его химические и физические свойства меняются. Это расширяет сферу применения бензина. Правильный выбор топлива является залогом длительной службы двигателя.

Применение

Бензин в основном используется в качестве топлива. Некоторые виды бензина предназначены только для заправки машин. Сейчас выпускают несколько марок топлива, качество которых различается в зависимости от октанового числа и включения присадок. Есть специальный автобензин для зимнего и летнего периода.

Производятся специальные разновидности топлива, использовать которые можно только для заправки самолетов. Осуществляется выпуск бензина, который применяется в качестве растворителя и как сырье для химической промышленности.

Бензин используется в качестве сырья для производства парафина и этилена. Применяется эта жидкость для блендинга и проведения процессов органического синтеза. Используется он для чистки и обезжиривания поверхностей и кожи. Данное вещество применяется для очищения металлических элементов. Он используется для изготовления:

Кроме того, этот продукт может применяться даже для выведения жирных пятен с разных поверхностей.

Производство

Получение топлива возможно путем перегонки, высокотемпературной обработки, т.е. крекинга, а также низкотемпературного воздействия, т.е. риформинга и т.д. Существует еще несколько методов получения бензина из сырья. После первичной обработки проводится очистка сырья и введение в состав специальных присадок, повышающих качество продукта.

Нефтеперерабатывающий завод

Из чего делают бензин?

Главным сырьем, из которого изготавливается топливо, выступает сырая нефть. Возможно производство данного вещества путем сложной переработки каменного угля и природного газа, но данные методы используются крайне редко из-за высокой стоимости процесса.

Технология производства

Производство бензина — это технологически сложный процесс. Сначала берутся пробы сырья для определения включения в них примесей солей и серы. Измеряется объем включения легких фракции.

Наиболее простой метод получения топлива — это атмосферно-вакуумная перегонка. Она позволяет отделить легкие фракции. После этого выполняется очищение сырья от примесей солей и серы, т.к. эти вещества ухудшают качество готового продукта. Включение данных веществ в нефти, добываемой по всему миру, неоднородно. На большинстве месторождений России нефть содержит большое количество серы, поэтому ценится даже ниже, чем сырье, которое добывается в Азербайджане.

Процедуры очищения позволяют получить достаточно большое количество топлива из сырья, но оставшихся нефтяных фракций, незадействованных в процессах, сохраняется немало. Их отправляют на вторичную перегонку. Кроме того, во время данной процедуры выполняется частичный каталитический крекинг. После этого переработанное сырье подвергается каталитическому риформингу.

Подготовленное сырье подвергается крекингу. При данной процедуре в тяжелых фракциях при их нагреве до 700°C наблюдается разрыв молекулярный цепочек. Это способствует формированию вторичного продукта. При низкотемпературной обработке сырья выход конечного продукта составляет не более 20%, но при обработке при высоких температурах объем полученного готового продукта возрастает до 70%.

После этого полученный продукт обрабатывается в газофракционирующей установке. В него добавляют дополнительные компоненты, которые подразделяются на классы и сорта. После этого готовый бензин поступает на АЗС.

Разновидности

Сейчас выпускается множество разновидностей бензина, различающихся составом и характеристиками. Важнейшим параметром для определения качества продукта выступает октановое число. Большую роль играет и количество примесей. Главными компонентами этого продукта выступают гептан и изооктан. Данные вещества имеют разные возможности к детонации в камерах сгорания двигателя. От соотношения их включения в готовый продукт зависит октановое число.

Марки бензина

Для того чтобы бензин мог использоваться в качестве топлива, он должен обладать рядом характеристик. Для определения качества продукта исследуются такие параметры, как:

В зависимости от типа, продукт подразделяется на автомобильный, который маркируется буквой «А», а также авиационный, отмечающийся буквой «Б». Кроме того, при маркировке часто добавляется буква «И», которой отмечается октановое число, полученное исследовательским методом. Числовым значением отмечается октановое число.

АИ-98 отличается не только высоким октановым числом, но некоторыми особенностями производства. При изготовлении данного продукта используется ряд компонентов, в т.ч. толуол, алкилбензин, изопентан и т.д.

Экстра АИ-95 отличается высоким качеством из-за присутствия антидетонационных присадок. Он изготавливается из дистиллятного сырья с включением изопарафиновых элементов. Кроме того, при производстве используется газовый бензин. Благодаря особой технологии изготовления, в готовом продукте крайне низкое содержание свинца.

В бензине марки АИ-95, по сравнению с бензином экстра, концентрация свинца выше на 30%. Высокое содержание этого элемента понижает качество продукта.

Под маркой АИ-92 скрывается бензин среднего качества. В нем высоко содержание антидетонационных присадок. Плотность данного продукта достигает 0,77г/смА-923.

Автомобильный бензин

На АЗС сейчас можно приобрести стандартные марки АИ-92, АИ- 95 и АИ-98. Кроме того, в продаже имеется автомобильный бензин для грузовиков — А-72 и АИ-80. Более очищенными считаются продукты, которые изготавливаются по европейским стандартам. Они отмечаются как евро 3, евро, 4, евро 5 и суперевро. При покупке бензина обязательно нужно обращать внимание на его маркировку, т.к. использование некачественного продукта приводит тому, что двигатель быстро выходит из строя.

Авиационный бензин

Бензины, предназначенные для заправки самолетов, отличаются более высоким октановым числом и лучшими качественными характеристиками. Продукт содержит минимальное количество легких фракций, что снижает риск формирования паровых пробок. Кроме того, авиационный бензин отличается низким включением примесей, способствующих активизации коррозийных процессов и формированию нагара на деталях. Продукт также отличается высокой химической стабильностью.

Бензин-растворитель

Данный класс продукта используется в химическом производстве. Эти продукты широко применяются для экстрагирования, т.е. извлечения необходимых веществ из растительных масел, канифоли и озокерита. Растворители на основе этого продукта активно применяются для разведения различных красок и лаков, устранения жировых пятен и т.д. Сфера использования данной разновидности бензинов крайне широка.

Нафта

Нафта — это специфическая группа, которая отличается высокой температурой кипения, достигающая +180°C. Данный продукт используется как сырье для химической промышленности.

Топливо для бензиновых двигателей и его характеристики

Большинство людей обращают внимание только на октановое число, но это далеко не единственный важный параметр. У углеводородов имеется разная скорость закипания. Качество продукта зависит от данных параметров.

Бензины АИ и Евро различаются процентным соотношением трудно- и легко- закипаемых фракций. От данного параметра зависит способность перегорания. В топливе, применяющемся для бензиновых моторов, содержится сразу несколько фракций.

Некоторые из них могут закипать при 27°C. Таким образом, первичное воспламенение возможно даже при пуске холодного двигателя. Другие фракции закипают при 100°C. Они подходят для поддержания стабильной работы двигателя. Кроме того, в состав топлива входят фракции, закипающие при 200 °C. Одни необходимы для поддержания процесса выключения мотора.

Сезонный бензин

Сейчас выпускается бензин для зимнего и летнего периода. При выборе топлива следует обращать внимание на такой параметр как давление паров.

Лучше, чтобы топливо для зимней езды имело данный показатель в пределах от 90 до 100 кПа. Для производства зимнего продукта в смесь добавляется бутан. Благодаря этому, он хорошо закипает даже в сильный мороз.

Летний вариант отличается более низким показателем давления насыщенных паров. В теплое время года допускается бензин с параметром 80 кПа.

Экологические требования к топливу

С каждым годом происходит ужесточение требований в экологичности топлива. Это обусловлено тем, что продукты сгорания крайне негативно отражаются на состоянии окружающей среды и способствуют возникновению парникового эффекта.

В топливе марок АИ высоко содержание дополнительных присадок и компонентов, которые способствуют снижению экологических параметров данных продуктов. Высокий выброс отравляющих веществ при сгорании обусловлен устаревшими технологиями производства.

Большей экологичностью отличается топливо класса евро. При сгорании выделяется примерно на 10-12% меньше отравляющих газов. Из-за применения более технологичных методов производства в выхлопах меньше оксида азота, ароматических углеводородов, серы и бензола. Благодаря этому, снижается общий вред, наносимый продуктами сгорания окружающей среде.

В ряде стран запрещена продажа топлива, не соответствующего стандартам экологичности. Меры по ужесточению требований к экологичности топлива стали предпринимать из-за повышения численности людей, которые ежедневно используют личные автомобили. Это спровоцировало повышение количества парниковых газов, усугубляющих состояние атмосферы.

Добавить комментарий