Акциз на бензин в странах мира



Стоимость бензина

За последние несколько лет средняя стоимость бензина в России выросла практически в два раза. При этом цены стабильно растут, даже несмотря на падение стоимости нефти. Как бы не снижались котировки барреля нефти, стоимость автомобильного топлива продолжает расти.

В 2021 г. на увеличение стоимости бензина оказали влияние сразу несколько факторов: ограничение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+, сильные морозы в зимний период, сезонное повышение спроса на нефтепродукты, повышение цены на сырьевую нефть.

По данным Росстата, на 15 июня 2021 г. средние потребительские цены в РФ составляют 45,26 руб. за литр бензина марки АИ-92 и 48,96 руб. за литр АИ-95. В июне 2021 г. средняя потребительская цена на бензин выросла на 4,3% по сравнению с данными на конец 2020 г.

Динамика розничных цен на бензин в России за 10 лет, руб. за литр

Цены в разных регионах страны варьируются, на что влияют несколько факторов: расходы по транспортировке, удалённость от производства, покупательский спрос и другие затраты. По данным Росстата, в июне 2021 г. самая дешёвая средняя цена на бензин зафиксирована в Барнауле — 44,01 руб. за литр, а самая высокая в Анадыре — 61,35 руб. за литр.

Сравним динамику стоимости бензина в России, Казахстане (СНГ), Германии (ЕС) и США.

Динамика средней розничной цены на бензин в России, Казахстане, Германии и США, долл. за литр*

Наблюдается схожий тренд между США и Германией, Россией и Казахстаном. В начале 2020 г. из-за обрушения цен на нефть, вызванного пандемией коронавируса, ограничениями по сделке ОПЕК+ и торговыми войнами, по всему миру стоимость бензина резко упала. В Европе цена бензина привязана к стоимости нефти, и любые колебания рынка сказываются на цене топлива. Цены на бензин в США в 2020 г. также отреагировали снижением на внешнеэкономические факторы. А вот стоимость на бензин в России и странах СНГ, несмотря на падение нефтяных котировок, мало снизилась из-за особенностей ценообразования и регулирования стоимости топлива.

Рассмотрим, из чего складывается конечная цена за литр бензина на примере России, Казахстана (СНГ), Германии (ЕС) и США.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

Более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати.

В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Видео: В Грузии очень дорогой бензин — жители страны выходят на акции протеста

Ценообразование литра бензина

Цены на бензин в разных странах могут отличаться в зависимости от наличия у государства сырья — своего или приобретённого, наличия нефтеперерабатывающих предприятий, видов налогов, акцизов и прочих издержек.

Основные факторы, влияющие на стоимость бензина:

  • стоимость нефти на мировом рынке;
  • инфляция;
  • рост налогов и акцизов;
  • себестоимость добычи и переработки нефти;
  • транспортные расходы;
  • конкуренция;
  • валютный курс.

Структура розничной цены бензина в России, %

Больше половины структуры цены бензина занимают налоги и акцизы, в том числе НДС производителей, НДС розничной торговли, налог на добычу полезных ископаемых и налог на добавленный доход от добычи углеводородного сырья. Около 21% составляет стоимость сырья. На расходы на производство, включая коммерческие расходы, приходится 6%. Торговая надбавка — 5%. Расходы розницы по доставке и продаже бензина составляют 8% в общей структуре.

Сравнение розничной цены на бензин в России, Казахстане, Германии и США, %

По данным казахстанского Информационно-аналитического центра нефти и газа (ИАЦНГ) , дефицит бензина в Казахстане составляет 30%. Компенсировать нехватку топлива стране приходится за счёт импорта из России по оптовым ценам на рыночных условиях. В зависимости от заправочной станции цена бензина формируется из разных элементов.

Стоимость бензина в европейских государствах разнится, ведь большинство стран ЕС не имеют своих запасов нефти и вынуждены закупать сырьё за границей, в том числе в РФ. Из купленного сырья на территории своей страны европейцы производят готовое для продажи топливо. По этой причине цена на бензин в европейских странах одна из самых высоких в мире.

Например, в Германии основными факторами, формирующими цену на бензин, являются: себестоимость купленного сырья, налоги, энергетический сбор, расходы на производство, транспортировку и посредническая, торговая надбавка. Если растут мировые котировки нефти и увеличиваются расходы на транспортировку, растёт и себестоимость топлива. Большую часть цены на бензин в Германии составляют налоги — почти 70%, к которым относятся: энергетический налог и НДС.

США занимает первое место в мире по добыче нефти, как и Россия, являясь страной-экспортёром. Большую часть цены на американский бензин составляет стоимость сырья. Именно по этой причине стоимость топлива в США зависит от мировых цен на нефть.

Так ли важен для бюджета транспортный налог?

Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.

Вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога.

В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Налог Шредингера

Собираемость — принципиальный вопрос для принятия решения об отмене транспортного налога. Удивительно, но однозначного ответа нет. Минфин, критикуя инициативу депутатов Госдумы, заявил о хорошей собираемости. По данным ведомства, из 179,6 млрд рублей начисленного транспортного налога в 2019 году бюджеты получили 175,1 млрд рублей.

Однако годом ранее компания PwC опубликовала рейтинг эффективности региональной налоговой политики по итогам 2018 года, в котором указала, что в среднем по России годовая задолженность по транспортному налогу граждан составляет около 30% от объема годовых начислений, а в некоторых регионах этот показатель превышает 60%.

Видео: Сергей Миронов: Раз вы повышаете акцизы на топливо, отменяйте налог!

Доступность нефти

Количество литров бензина, которое можно купить на среднюю месячную зарплату

Акциз на топливо: цена для государства и потребителя

Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз.

В 2020 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2020 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин.

А что значат акцизы для нас с вами?

Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко.

В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2018 год.

Сколько нефти в бензине?

Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20–30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Куда уходят налоги? Можно ли их снизить?

Россия — нефтедобывающая страна, поэтому основное налоговое бремя ложится именно на производителей топлива. Экономика нашей страны всегда зависела от экспорта нефтегазового сектора. Более половины доходов Россия традиционно получала именно от продажи нефти и газа. В 2020 г. впервые за 20 лет ситуация изменилась — доля экспорта нефти и газа из России упала ниже 49,6% из-за пандемии коронавируса и ограничений по сделке ОПЕК+.

Благодаря доходам от нефтегазового сектора нашей стране удаётся сохранять низкий уровень государственного долга. По итогам 2020 г. отношение госдолга к ВВП в России составило 17%, в то время как в США этот показатель один из самых высоких в мире — 132,8%, а в Германии — 70,3%.

Согласно законодательству РФ, цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию, находясь в зависимости от мировой цены на нефть. Однако, чтобы защитить российскую экономику от резких рыночных колебаний, в нашей стране действует демпфирующий механизм обратного акциза на нефть, который позволяет бюджету рассчитывать на дополнительные поступления от НПЗ при падении цены Urals ниже 55 долл. за баррель.

С 1 мая 2021 г. вступили в силу поправки в демпферный механизм на топливном рынке. Новые параметры в формуле демпфирующего механизма приведут к росту размера компенсаций бюджетных средств в адрес нефтеперерабатывающих предприятий. Благодаря этим поправкам колебания мирового рынка будут скомпенсированы.

Согласно Бюджетному кодексу РФ , нефтегазовые доходы в России распределяются в:

Видео: Когда подешевеет бензин? Олег Комолов // Простые числа

Каждый год мы с друзьями…

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

«В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена „сильно ударит по интересам наших регионов“, — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что „если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет“. В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».

Видео: Что будет с ценой на бензин после повышения акцизов?

На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год.

В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2017 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2017 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.

Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».

К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2020 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2020-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией.

* Акцизы на 2021–2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.

Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты.

Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию.

Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат.

Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?

Три причины сказать «нет»

«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для „пассивных“ автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей.

Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам:

1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода

Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку…

«В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании „ЮКЕЙ“, генеральный директор „Юкей-Аудит“ Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение».

Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами.

2. Цена на бензин вырастет

«По данным Минфина РФ, по итогам 2019 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».

В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2021 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись.

«Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.

3. Это вызовет инфляцию

Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.

Добавить комментарий