Как выставить распредвала на опель омега б



Opel Omega B 2.0i 16 клапанов, двигатель X20XEV 1999 год. Замена ремня ГРМ была два месяца назад, ну а сегодня пробила прокладку головки и раз уж снимать ГБЦ попутно опишем процедуру замены ремня ГРМ, роликов и помпы. Аналогично меняется ГРМ и на двигателях C18XE, C18XEL, X18XE, C20XE, C20LET, 20XEJ, если у вас один из перечисленных двигателей вам будет полезна данная статья. Двигатель расположен продольно, поэтому особых проблем с заменой не будет. Процедура снятия и установки ремня заняла у меня примерно час с перерывом на чашечку кофе.

Нам понадобятся: два обводных и натяжной ролик, сам ремень и если вы меняете по сроку, а не как мы вынужденно то еще и помпа. На фото ролики бу с пробегом 1000 км, менять их не стали, а вот ремень новый. Мы рекомендуем менять ремень при любом снятии, поскольку его цена несравнима с ценой ремонта головки.

Осмотрим больного.

История умалчивает о прошлых хозяевах машины. Но вскрытие показала, что большая часть болтов под шестигранник заменена на обычные, часть обломана, расколота передняя защитная крышка и все в таком духе. Наверное, раньше машина обслуживалась в колхозе Светлый путь Ильича, трактористом Петровичем.

Шестигранником откручиваем болт, которого здесь нет, и отводим жгуты проводов и трубку расширителя наверх.

Ключом на 15, за болт автоматического натяжителя, прокручиваем последний против часовой стрелки и снимаем сервисный ремешок.

Получается такая картина.

Откручиваем два болта держащих защитную крышку ремня.

Выставляем верхнею мертвую точку по метки на шкиве коленвала. Прокручиваем коленвал головкой на 17. Крутим только по часовой стрелке. В обратном направлении проворачивать нельзя так как на ремень будет передаваться предельная нагрузка.

На распредвалах метки тоже должны совпасть, если не так проворачиваем коленвал еще на один оборот.

Метка распредвала впускных клапанов.

Метка распредвала выпускных клапанов.

На шкиве есть еще одна метка, на нее внимание не обращаем.

Откручиваем четыре болта шкива коленвала, центральный болт на 17 не трогаем.

Снимаем шкив и видим совпадение меток коленвала.

Откручиваем натяжной ролик и снимаем его вместе с ремнем ГРМ.

Откручиваем обводные ролики. Они принципе одинаковые, но левый ставится бортиком наружу, а правый внутрь. Меняем их на новые.

Сливаем антифриз и откручиваем три болта держащих помпу. Снимаем водяной насос.

Обратите внимание что на помпе есть отлив, который при установке обратно должен встать в паз на защитном щитке. Если вы поставите ее наоборот, то ремень натянуть будет невозможно. Устанавливаем водяной насос.

Ставим на место натяжной ролик. На блоке есть паз для направляющей ролика. Болт сильно не затягиваем, для последующей регулировки.

Проверяем все метки, распредвал впускных клапанов немного убегает, придется его держать ключом.

Ставим на место ремень ГРМ таким образом, чтобы нисходящая ветвь ремня была натянута. Для этого одеваем ремень сначала на коленвал, натяжной ролик, помпу и два обводных ролика. Затем на несколько градусов поворачиваем шкив распредвала выпускных клапанов по часовой стрелки. Одеваем ремень на него наполовину, подводим метку назад. После подводим метку распредвала впускных клапанов и одеваем на него ремешок. Полностью просаживаем его на шкивах, что бы он не торчал ни, с одной стороны.

Вставляем шестигранник на 6 в паз на натяжном ролике и проворачиваем его против часовой стрелки.

До момента как стрелка на нем встанет напротив риске NEW если ремень новый, или USED если старый.

Затягиваем его болт. Проворачиваем коленвал два оборота и проверяем все метки. А так же смотрим на натяжку по стрелочки, в момент проворачивания коленвала она должна быть на против метки. Иногда она немного уходит в ту или иную сторону, это нормально. Если все в норме, заливаем антифриз и кратковременно заводим автомобиль.

Смотрим чтобы натяжка ремня была в норме.

Если все отлично собираем все что разобрали, если нет придется повторить процедуру регулировки. Незабываем поставить ремень генератора и затянуть все болты.

На видео ставят ремень на Франтеру, но поскольку двигатели одинаковые данное видео будет очнь полезно.

Благодарю за внимание. Удачи на дорогах. Ни гвоздя, ни жезла.

Opel Omega X20XEV/16кл, 100 Edition › Бортжурнал › Замена сальников распредвалов, замена помпы, замена ремня грм. OPEL OMEGA B x20xev

Всем привет ). Вот решила потихоньку устранять течи масла и поменять помпу. Думала поможет «Сбить температуру» у Боба. Но скажу заранее, перегрев никуда не делся.

Снимаем крепёж жгутов с проводами, затем защитный кожух ГРМ. Выставляем метки, они есть на звёздах (риски), и на клапанной крышке (прорезь и стрелочки), и на шкиве коленвала (прорезь).

Метки при снятии ремня уходят. Не пугайтесь, выставить их не так сложно. В теории если выкрутить свечи и потом выставлять метки, они не уйдут. Но это не точно ! Аха-ха ! ))

Далее выкручиваем болты шкива коленвала.

Под эти болты нужна специальная головка, в моём наборе она есть.
Болты расположены не квадратом, а трапецией! Будете ставить шкив на место и не сможете попасть болтами в нужные отверстия, то значит не правильно ставите.
Откручиваем болты звёзд распредвалов.

Я открутила прямо так, за счёт натянутого ремня, но можно и застопорить звёзды. Чтобы их застопорить (в месте смыкания звеньев), вставить удлинитель маленькой трещотки или что-то подходящее по размеру. Аналогично и при затяжке этих болтов. Затягивала довольно сильно. Но учитывайте у мужчин сил больше ).

Тут хорошо видно метки на клапанной крышке и как я вкрутила колёный саморез в сальник

Главное вкрутить по центру, чтобы не испортить поверхность прилегания сальника.

Вытащили сальники и начинаем всё замывать. Я использовала обезжирку, можно бензином «Колоша». Смазали маслом поверхность, сам сальник и можно забивать его на его место. Для этого идеально подходит головка на 36

Без фанатизма и сильных перекосов запрессовываем сальник.

Переходим к помпе, она держется на 3х винтах.

Я откручивала накинув на шестигранник удлинитель 1/2

Так же и закручивала. Помпа фирмы DOLZ с металлической высокой крыльчаткой, Испания вроде.

Старая с крыльчаткой из пластика и крыльчатка по высоте меньше всего на 2.5 мм.

Выставляем метки и собираем всё назад.
Я лично долго не могла попасть метку на ответной части коленвала, потому как мне её просто не было видно.

Я заправила ремень на звезду коленвала, прикрутила шкив назад и стала ориентироваться на метку на нём и иголочку.

Сначала натягивала правую часть ремня, от коленвала до верхней правой звезды распредвала. Затем так же от коленвала до левой звезды распредвала. На натяжителе есть метки, new и use. В зависимости от того старый у вас ремень остался или поставили новый.

Чтобы взвести натяжной ролик ремня ГРМ не снимая шкив коленвала (по которому я выставляла метку), можно воспользоваться вот таким отпиленным шестигранником (на 6 вроде). Этот лайфхак я углядела у Cyrex36, (когда он любезно приютил нас с омежкой у себя в гараже на 3 дня, для замены пробитой прокладки ГБЦ). За что кстати ему огромное спасибо! Подумала это будет полезно и даже сделала фото.

Всем ровных дорог ! Будьте добрее на дороге! =) Развивайтесь во всём !

  • Пол: Мужчина
  • Характеристики автомобиля: Каравашка
  • Имя: Сергей

Да, даже зубчатые сняли, они даже не знаю какой так на этой машине, думают, что первый шестой цилиндр, короче в 1,3,5 компресия 15, а в других прстреливает

XE25XEV — не правильно
X25XE — правильно!

Посмотри на распредвалы — на них должны быть номера каталожные

56 36 014 / 90 512 906 — для выпускного
56 36 013 / 90 512 905 — для впускного

На какую голову ставить особого значения не имеет (если абстрагироваться от того, что они уже не новые и приработаны в паре с постелями и гидриками).

Изменено: Phantom, 17 Декабрь 2008 — 11:47

Посмотри на распредвалы — на них должны быть номера каталожные

56 36 014 / 90 512 906 — для выпускного
56 36 013 / 90 512 905 — для впускного

На какую голову ставить особого значения не имеет (если абстрагироваться от того, что они уже не новые и приработаны в паре с постелями и гидриками).

  • Пол: Мужчина
  • Характеристики автомобиля: Каравашка
  • Имя: Сергей

Спасибо, завтра им скажу. они не до сих пор не поняли, как там идет очередность работы цилиндров как на других шестерках в образных или по особенному?

Порядок работы цилиндров 1-2-3-4-5-6.
Нумерация цилиндров (если стоять лицом к машине)

Нумерация продублирована на левой (сторона водителя) клапанной крышке.
При установке звездочек на распредвалы нужно использовать метки-цифры (возле болта, который крепит звездочку к распредвалу).

Для выпуска цилиндров 1-3-5 — метка номер 1
Для впуска цилиндров 1-3-5 — метка номер 2

Для впуска цилиндров 2-4-6 — метка номер 3
Для выпуска цилиндров 2-4-6 — метка номер 4

Скачай-ка лучше камасутру — там хоть более менее понятно Инструкция (образ диска)
Или глянь тута Online камасутра

В них есть практически все, включая моменты затяжки

P.S. Боюсь даже думать, как они тебе ГРМ поставят.

Изменено: Phantom, 17 Декабрь 2008 — 19:47

Описание процедуры замены ремня ГРМ Opel Omega B 2.0i 16v X20XEV с фото и видео

Opel Omega B 2.0i 16 клапанов, двигатель X20XEV 1999 год. Замена ремня ГРМ была два месяца назад, ну а сегодня пробила прокладку головки и раз уж снимать ГБЦ попутно опишем процедуру замены ремня ГРМ, роликов и помпы. Аналогично меняется ГРМ и на двигателях C18XE, C18XEL, X18XE, C20XE, C20LET, 20XEJ, если у вас один из перечисленных двигателей вам будет полезна данная статья. Двигатель расположен продольно, поэтому особых проблем с заменой не будет. Процедура снятия и установки ремня заняла у меня примерно час с перерывом на чашечку кофе.

Нам понадобятся: два обводных и натяжной ролик, сам ремень и если вы меняете по сроку, а не как мы вынужденно то еще и помпа. На фото ролики бу с пробегом 1000 км, менять их не стали, а вот ремень новый. Мы рекомендуем менять ремень при любом снятии, поскольку его цена несравнима с ценой ремонта головки.

История умалчивает о прошлых хозяевах машины. Но вскрытие показала, что большая часть болтов под шестигранник заменена на обычные, часть обломана, расколота передняя защитная крышка и все в таком духе. Наверное, раньше машина обслуживалась в колхозе Светлый путь Ильича, трактористом Петровичем.

Шестигранником откручиваем болт, которого здесь нет, и отводим жгуты проводов и трубку расширителя наверх.

Ключом на 15, за болт автоматического натяжителя, прокручиваем последний против часовой стрелки и снимаем сервисный ремешок.

Откручиваем два болта держащих защитную крышку ремня.

Выставляем верхнею мертвую точку по метки на шкиве коленвала. Прокручиваем коленвал головкой на 17. Крутим только по часовой стрелке. В обратном направлении проворачивать нельзя так как на ремень будет передаваться предельная нагрузка.

На распредвалах метки тоже должны совпасть, если не так проворачиваем коленвал еще на один оборот.

Метка распредвала впускных клапанов.

Метка распредвала выпускных клапанов.

На шкиве есть еще одна метка, на нее внимание не обращаем.

Откручиваем четыре болта шкива коленвала, центральный болт на 17 не трогаем.

Снимаем шкив и видим совпадение меток коленвала.

Откручиваем натяжной ролик и снимаем его вместе с ремнем ГРМ.

Откручиваем обводные ролики. Они принципе одинаковые, но левый ставится бортиком наружу, а правый внутрь. Меняем их на новые.

Сливаем антифриз и откручиваем три болта держащих помпу. Снимаем водяной насос.

Обратите внимание что на помпе есть отлив, который при установке обратно должен встать в паз на защитном щитке. Если вы поставите ее наоборот, то ремень натянуть будет невозможно. Устанавливаем водяной насос.

Ставим на место натяжной ролик. На блоке есть паз для направляющей ролика. Болт сильно не затягиваем, для последующей регулировки.

Проверяем все метки, распредвал впускных клапанов немного убегает, придется его держать ключом.

Ставим на место ремень ГРМ таким образом, чтобы нисходящая ветвь ремня была натянута. Для этого одеваем ремень сначала на коленвал, натяжной ролик, помпу и два обводных ролика. Затем на несколько градусов поворачиваем шкив распредвала выпускных клапанов по часовой стрелки. Одеваем ремень на него наполовину, подводим метку назад. После подводим метку распредвала впускных клапанов и одеваем на него ремешок. Полностью просаживаем его на шкивах, что бы он не торчал ни, с одной стороны.

Вставляем шестигранник на 6 в паз на натяжном ролике и проворачиваем его против часовой стрелки.

До момента как стрелка на нем встанет напротив риске NEW если ремень новый, или USED если старый.

Затягиваем его болт. Проворачиваем коленвал два оборота и проверяем все метки. А так же смотрим на натяжку по стрелочки, в момент проворачивания коленвала она должна быть на против метки. Иногда она немного уходит в ту или иную сторону, это нормально. Если все в норме, заливаем антифриз и кратковременно заводим автомобиль.

Смотрим чтобы натяжка ремня была в норме.

Если все отлично собираем все что разобрали, если нет придется повторить процедуру регулировки. Незабываем поставить ремень генератора и затянуть все болты.

На видео ставят ремень на Франтеру, но поскольку двигатели одинаковые данное видео будет очнь полезно.

Теперь вы с легкость можете поменять ремень ГРМ на этом автомобиле. Кстати точно на током авто я прокатался два года и мне очень он понравился, в обслуживании не дорог, все опции, все-таки бизнес класс.

Благодарю за внимание. Удачи на дорогах. Ни гвоздя, ни жезла.

  • Пол: Мужчина
  • Характеристики автомобиля: Каравашка
  • Имя: Сергей

Да, даже зубчатые сняли, они даже не знаю какой так на этой машине, думают, что первый шестой цилиндр, короче в 1,3,5 компресия 15, а в других прстреливает

XE25XEV — не правильно
X25XE — правильно!

Посмотри на распредвалы — на них должны быть номера каталожные

56 36 014 / 90 512 906 — для выпускного
56 36 013 / 90 512 905 — для впускного

На какую голову ставить особого значения не имеет (если абстрагироваться от того, что они уже не новые и приработаны в паре с постелями и гидриками).

Изменено: Phantom, 17 Декабрь 2008 — 11:47

Посмотри на распредвалы — на них должны быть номера каталожные

56 36 014 / 90 512 906 — для выпускного
56 36 013 / 90 512 905 — для впускного

На какую голову ставить особого значения не имеет (если абстрагироваться от того, что они уже не новые и приработаны в паре с постелями и гидриками).

  • Пол: Мужчина
  • Характеристики автомобиля: Каравашка
  • Имя: Сергей

Спасибо, завтра им скажу. они не до сих пор не поняли, как там идет очередность работы цилиндров как на других шестерках в образных или по особенному?

Порядок работы цилиндров 1-2-3-4-5-6.
Нумерация цилиндров (если стоять лицом к машине)

Нумерация продублирована на левой (сторона водителя) клапанной крышке.
При установке звездочек на распредвалы нужно использовать метки-цифры (возле болта, который крепит звездочку к распредвалу).

Для выпуска цилиндров 1-3-5 — метка номер 1
Для впуска цилиндров 1-3-5 — метка номер 2

Для впуска цилиндров 2-4-6 — метка номер 3
Для выпуска цилиндров 2-4-6 — метка номер 4

Скачай-ка лучше камасутру — там хоть более менее понятно Инструкция (образ диска)
Или глянь тута Online камасутра

В них есть практически все, включая моменты затяжки

P.S. Боюсь даже думать, как они тебе ГРМ поставят.

Изменено: Phantom, 17 Декабрь 2008 — 19:47

1. Установите поршень цилиндра №1 в ВМТ, выполнив действия, изложенные в соответствующей главе.

2. Снимите натяжитель 1 цепи привода газораспределительного механизма, предварительно обозначив его монтажное положение (см. иллюстрацию).

3. Нагрейте болты 2 крепления успокоителя цепи привода газораспределительного механизма феном, вывинтите их и снимите успокоитель (см. иллюстрацию 6.2). Почистите отверстия под болты крепления успокоителя.

4. Снимите приспособление КМ-932, с помощью которого фиксировался распределительный вал, а также извлеките из отверстия на звездочке привода ТНВД упорный штифт КМ-927 (см. соответствующую главу).

5. Снимите с распределительного вала звездочку привода, вывинтив болт крепления. Распределительный вал удерживайте при этом от проворачивания за шестигранник вторым ключом (см. иллюстрацию).

6. Снимите со звездочки распределительного вала цепь привода газораспределительного механизма и закрепите её на кожухе газораспределительного механизма.

7. Обозначьте монтажное положение крышек подшипников распределительного вала, перед тем как вывинтить болты их крепления и снять их.

8. Ослабьте затяжку болтов крепления крышек подшипников распределительного вала, отвернув их на пол-оборота или полный оборот, действуя по спирали, как показано на иллюстрации. После в этой же последовательности вывинтите болты.

Внимание! Если распределительный вал подлежит замене, то коромысла клапанов также необходимо заменить.

9. Почистите уплотняемые поверхности и удалите остатки прежнего уплотнения.

10. Осмотрите распределительный вал и крышки подшипников на износ и повреждения и при необходимости замените их на новые.

11. Установите на место коромысла привода клапанов, руководствуясь метками. Опорные метки на коромыслах в виде стрелок находятся на торцах, прилегающих к рампе форсунок.

12. Смажьте сопрягаемые поверхности коромысел и распределительного вала молибденовой смазкой серого цвета и уложите распределительный вал в головку блока цилиндров.

13. Нанесите на заштрихованные места, обозначенные стрелками, герметик черного цвета (см. иллюстрацию).

14. Установите крышки подшипников распределительного вала, соблюдая обозначения, сделанные перед снятием, ввинтите болты их крепления и затяните болты, действуя по спирали (см. иллюстрацию). Предварительно все болты затяните на пол-оборота или полный оборот, а затем, выдерживая указанный порядок, затяните их с приложением усилия 15 Нм.

15. Наденьте на звездочку распределительного вала цепь привода и закрепите звездочку на распределительном валу, ввинтив и затянув рукой новый болт крепления.

Внимание! Звездочка должна плотно сидеть на валу.

16. Установите на место успокоитель 1 цепи газораспределительного механизма и закрепите его. новыми болтами 2 (см. иллюстрацию). Момент затяжки болтов успокоителя составляет 8 Нм.

17. Убедитесь, что стрелка 1 на звездочке привода ТНВД находится напротив выемки и отверстия 2 на фланце ТНВД (см. иллюстрацию).

18. Зафиксируйте ТНВД, вставив в отверстие во фланце упорный штифт 3 КМ-927 (см. иллюстрацию 6.17).

19. Установите на звездочку распределительного вала несущий элемент 1 регулятора 4 КМ-933, чтобы он располагался строго вертикально (см. иллюстрацию).

20. Закрепите на головке блока цилиндров опору 4 регулятора КМ-933 (см. иллюстрацию 6.19)

21. Закрепите в отверстии несущего элемента 1 рукоятку 2, которую отведите по направлению стрелки и зафиксируйте элемент в этом положении прижимным болтом 3 (см. иллюстрацию 6.19).

22. Затяните болт крепления звездочки на распределительном валу с приложением усилия 90 Нм, а затем доверните его сначала на 60°, а затем на 30°.

23. Закрепите на блоке цилиндров натяжитель 4 цепи привода газораспределительного механизма и навинтите корпус 2, установив новое уплотнительное кольцо 3 (см. иллюстрацию). Момент затяжки корпуса составляет 60 Нм.

Внимание! В зависимости от модели натяжитель может быть с отсоединяемым пальцем 1 (см. иллюстрацию 6.23) или без.

24. Установите палец 1, набив его молотком (см. иллюстрацию 6.23). Палец должен установиться на место после отчетливо различимого щелчка.

25. Снимите устанавливавшиеся упорные болты и приспособления.

26. Проверните коленчатый вал за болт крепления виброгасителя на ременном шкиву привода вспомогательных агрегатов на два оборота (720°) по направлению вращения двигателя, чтобы метка 3 на шкиве «ВМТ цилиндра №1» установилась на некотором расстоянии от опорной метки 2 на крышке газораспределительного механизма (см. иллюстрацию).

В этом положении кулачки 1 привода клапанов поршня цилиндра должны быть развернуты вверх (см. иллюстрацию 6.26).

27. Установите в отверстие под датчик положения коленчатого вала упорный штифт 1 КМ-929 и заблокируйте коленчатый вал (см. иллюстрацию). При необходимости коленчатый вал немного поверните по направлению вращения двигателя, чтобы добиться нужной посадки упорного штифта.

В этом положении коленчатого вала опорные метки 2 должны находиться друг против друга (см. иллюстрацию 6.27а).

28. Зафиксируйте ТНВД упорным штырем 3 КМ-927, вставив его в отверстие на фланце звездочки привода (см. иллюстрацию). Стрелка 1 на звездочке ТНВД должна совпадать с насечкой и отверстием 2 на фланце (см. иллюстрацию).

29. Зафиксируйте распределительный вал с помощью приспособления 3 КМ-932, закрепив его на головке блока цилиндров и заведя его упорный штифт 2 в отверстие 1 фланца распределительного вала (см. иллюстрацию).

Внимание! Если упорный штифт 2 приспособления КМ-932 не удается завести в отверстие на фланце и зафиксировать таким образом распределительный вал, то процедуру регулировки фаз газораспределения следует повторить полностью.

Главное предназначение зубчатого ремня/цепи — осуществление привода газораспределительного механизма (ГРМ), при этом он обеспечивает согласованное открывание/закрывание клапанов в зависимости от текущего такта рабочего цикла в каждом из цилиндров двигателя. Кроме того, на различных моделях двигателя посредством зубчатого ремня/цепи осуществляется привод некоторых вспомогательных агрегатов, таких как ТНВД (дизельные модели), водяной насос и другие механизмы и системы. Ременным приводом оборудованы двигатели Z16XE, Z18XE, Z19DT(H), Y30DT и Z32SE.

Бензиновые двигатели Z20NET/ 22SE/Z22YH оборудованы двумя однорядными цепями. Одна из них служит для привода ГРМ, вторая цепь приводит в движение 2 вала-компенсатора и водяной насос системы охлаждения.

На дизельных двигателях Y20DTH/ Y22DTR посредством двурядной цепи осуществляется привод ТНВД. Далее от топливного насоса крутящий момент передается на звездочку распределительного вала через однорядную роликовую цепь.

Проверка и замена зубчатого ремня должна производиться в строгом соответствии с Графиком ТО Свист и завывание зубчатого ремня при работе двигателя указывают на его излишне сильное натяжение, при слабом натяжении ремень бьет по крышке. Рекомендуется заменять ремень при каждом снятии его с двигателя. Если планируется повторное использование ремня, прежде чем снимать его с зубчатых колес нанесите маркером метку (в виде стрелки) для определения направления вращения при последующей установке.

Замечание: Ремень вращается по часовой стрелке, если смотреть на двигатель со стороны ременного привода.

Перед снятием ремня рекомендуется нарисовать схему его натяжения. Цепь практически не требует обслуживания в течение всего срока службы. При устранении неисправностей или замене агрегатов, приводимых в движение цепью, может потребоваться снятие, а иногда и замена цепи. После каждого снятия цепи в обязательном порядке выполняется регулировка фаз газораспределения. Данные операции могут быть выполнены только при помощи специальных инструментов заранее позаботьтесь об их приобретении.

В процессе эксплуатации в результате ослабления ремня/цепи, увеличения длинны или при некоторых повреждениях ремня он/она может перескочить на один или несколько зубьев на зубчатых колесах/звездочках распределительных валов, что приведет к нарушению согласования фаз газораспределения, снижению эффективности работы двигателя, а в некоторых случаях к выходу из строя клапанов или поршней цилиндров. Регулировка фаз газораспределения производится при снятом зубчатом ремне/цепи путем совмещения меток/установки приспособлений при выставлении положения ВМТ для соответствующего поршня

Внимание: В момент проворачивания распределительных валов при снятом зубчатом ремне/цепи ни один из поршней не должен находиться в положении ВМТ — иначе клапана упрутся в поршень, что может привести к повреждению клапанов и/или поршней. Необходимо провернуть коленчатый вал двигателя примерно на 60′ от положения ВМТ! Коленчатый вал можно не поворачивать, если требуется лишь небольшое смещение распределительных валов, — при этом выбирайте кратчайший путь до положения ВМТ.

Замечание: После проведения замены зубчатого ремня рекомендуется наклеить на верхней крышке ГРМ ярлык с указанием текущего километража и датой замены.

Внимание: Перед началом выполнения работ по снятию зубчатого ремня/ цепи не забывайте отсоединять кабель от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи!

Двигатели Z16XE/Z18XE

1. Снимите верхнюю крышку двигателя

2. Снимите воздухоочиститель и правое переднее колесо

3. Снимите мультиреберный ремень

4. Извлеките стопорный стержень и ослабьте натяжное устройство мультиреберного ремня. Выверните крепежный болт и снимите устройство с двигателя.

8.4 Для снятия натяжного устройства извлеките стопорный стержень (2) и выверните крепежный болт (двигатели Z16XE/Z18XE)

5. Установите поршень первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия.

6. Снимите шкив коленчатого вала , после чего вновь установите крепежный болт на место и закрепите им ведущее колесо зубчатого ремня.

7. Выверните крепежный болт и снимите нижнюю крышку ГРМ.

8.7 Стрелкой указан болт крепления нижней крышки ГРМ (двигатели Z16XE/Z18XE)

8. Снимите правую опору двигателя

9. Выверните 3 винта крепления (см. рисунок 6.6) верхней крышки ГРМ и снимите крышку.

10. Вывернув 2 болта и отсоедините датчик распределительных валов от головки блока цилиндров .

8.10 Датчик (1) распределительных валов (на пример двигателя Z18XE)

2 Крепежные болты

11. Проверьте положение ВМТ для поршня первого цилиндра двигателя, проверьте совпадение всех меток (см. рисунок 8.11, I и III) и зафиксируйте положение распределительных валов при помощи специального приспособления (см. рисунок 8.11, II).

Замечание: Если метки на зубчатых колесах не совпали, фиксировать распределительные валы нет необходимости.

12. Ослабьте крепежный болт и поворачивайте натяжной ролик зубчатого ремня за регулировочный эксцентрик в направлении противоположном направлению стрелки (по часовой стрелке) до тех пор, пока указатель натяжного ролика не будет установлен перед левым упором, затяните болт. При необходимости отметьте направление вращения ремня и снимите его. Ремень, имеющий характерные следы износа, перегибы и повреждения необходимо заменить в обязательном порядке.

13. Если при проверке регулировки фаз газораспределения метки на зубчатых колесах распределительного механизма не совпали необходимо после снятия ремня установить метки в требуемое положение, поворачивая распределительные валы, и зафиксировать их специальным приспособлением (см. рисунок 8.11, II).

Внимание: При снятом ремне не меняйте положение коленчатого вала.

14. В случае необходимости выверните крепежный болт (см. рисунок 8.12) и снимите натяжной ролик зубчатого ремня. Аналогично снимается направляющий ролик.

Установка

15. Установите (если снимались) направляющий и натяжной ролики зубчатого ремня. Стопорный рычаг натяжного ролика должен быть установлен в направляющую на корпусе масляного насоса .

8.15 Стопорный рычаг (1) направляющего ролика должен быть установлен в направляющую (2) на корпусе масляного насоса (двигатели Z16XE/ Z18XE)

Замечание: Крепежный болт натяжного устройства полностью затягивается с требуемым усилием только после регулировки (см. ниже).

16. Установите ремень на колеса и ролики так, чтобы тянущая ветвь (правая) была натянута, не забудьте проверить направление вращения ремня. Проверьте совмещение всех меток ГРМ.

17. После замены/снятии ремня необходимо произвести регулировку его натяжения, для чего ослабьте болт крепления (если ролик не снимался) и поверните натяжной ролик зубчатого ремня (см. рисунок 8.12) за регулировочный эксцентрик по направлению стрелки так, чтобы указатель натяжного ролика стоял перед правым упором, затяните болт.

18. Снимите приспособление КМ-852, плавно проверните коленчатый вал на 2 полных оборота по часовой стрелке и установите поршень первого цилиндра в положение ВМТ. Для контроля положения снова установите приспособление КМ-852, если корректировка не требуется, снимите его. При несовпадении меток (см. рисунок 8.11) снимите и переустановите зубчатый ремень.

19. Слегка отпустите болт крепления натяжного ролика зубчатого ремня, поверните регулировочный эксцентрик по часовой стрелке так, чтобы положение указателя соответствовало, показанному на иллюстрации. Затяните болт крепления натяжного ролика с требуемым усилием.

20. Еще раз плавно проверните коленчатый вал на 2 полных оборота и установите положение ВМТ. Если после проворачивания коленчатого вала метки ГРМ не совпали — переустановите ремень, если указатель натяжного ролика отклонился от нормативного положения — повторно выполните процедуру натяжение зубчатого ремня.

21. Установка остальных снимавшихскомпонентов производится в порядке обратном порядку снятия. На двигателе Z16XE болты крепления датчика положения распределительных валов смажьте фиксирующим компаундом.

Двигатели Z19DT(H)

22. Установите двигатель в положение ВМТ

23. Снимите верхнюю крышку двигателя

24. Извлеките фиксатор натяжного устройства EN-46788, выверните крепежный болт и снимите натяжное устройство мультиреберного ремня.

25. Снимите верхний направляющий ролик мультиреберного ремня.

26. Выверните 5 болтов и снимите кронштейн крепления правой опоры двигателя пометив положение болтов для последующей установки.

8.26 Нижние (1) и верхние (2) болты крепления кронштейна правой опоры двигателя Z19DT(H)

27. Ослабьте болт натяжного ролика и снимите зубчатый ремень.

Установка

28. При установке зубчатого ремня заведите его на зубчатые колеса так, чтобы его тянущая сторона была натянута . При этом соблюдайте заданное направление вращение зубчатого ремня (по часовой стрелке). Проверьте совмещение меток установки ВМТ для поршня первого цилиндра, при необходимости установите распределительные валы в требуемое положение, — на двигателе Z19DTH они должны зафиксироваться специальными приспособлениями .

8.28 Установка зубчатого ремня (1) (двигатель Z19DT(H))

29. Натяжение зубчатого ремня производится с помощью ассистента, для чего вверните болт для использования его в качестве опоры , и отожмите регулировочный рычаг при помощи отвертки в направлении стрелки так, чтобы указатель натяжного ролика стоял напротив отверстия (см. рисунок 8.28). Затяните крепежный болт.

А Тянущая сторона ремня

2 Отверстие натяжного механизма

3 Болт крепления натяжного ролика

4 Указатель натяжного ролика

8.29 Отжимание регулировочного рычага натяжного ролика (двигатель Z19DTH)

30. Проверните коленчатый вал на 2 полных оборота по часовой стрелке и установите положении ВМТ для поршня первого цилиндра. Ослабьте болт крепления натяжного ролика и повторно отрегулируйте натяжение зубчатого ремня. После этого затяните болт крепления ролика с усилием 30 Нм.

31. Дальнейшая установка производиться в порядке, обратном порядку снятия. Затяните все резьбовые соединения с требуемым усилием.

Двигатель Y30DT

Общая информация

32. Особенностью данного двигателя является наличие шестеренчатого привода ГРМ, посредством которого крутящий момент двигателя передается на прямозубые шестерни ТНВД, водяного насоса и на ведущее зубчатое колесо привода распределительных валов. От ведущего зубчатого колеса к распределительным валам крутящий момент передается посредством зубчатого ремня. Шестеренчатый механизм монтируется с использованием специальной плиты , закрепляемой на блоке цилиндров, и закрывается нижней крышкой ГРМ. В верхней части плиты выполнены каналы системы вентиляции картера. Верхняя крышка ГРМ закрывает зубчатый ремень.

Снятие

33. Отсоедините аккумуляторную батарею , снимите воздухоочиститель , поднимите автомобиль на подъемнике и снимите защиту картера

34. Отсоедините электропроводку от датчика температуры двигательного масла, высвободите ее из держателей и отведите в сторону.

35. Высвободите гидравлические линии усилителя руля из трех держателей.

36. Установите специальное приспособление КМ-6352 , для чего сначала установите основание, а затем кронштейн со скобой и вкрутите 2 болта. Выворачивайте регулировочный болт приспособления до тех пор, пока скоба не упрется в блок цилиндров, причем два болта в верхней части масляного поддона картера двигателя должны войти в отверстия скобы (стрелки).

8.36 Установка специально приспособления КМ-6352 (1)

37. Снимите мультиреберный ремень

38. Снимите правую опору двигателя

39. Выверните 4 болта крепления кронштейна правой опоры двигателя, отделите жгут электропроводки и снимите кронштейн.

40. Выверните 2 крепежных болта и снимите правую такелажную проушину , затем выверните 4 болта и снимите верхнюю крышку ГРМ.

8.40 Правая такелажная проушина (1) и верхняя крышка (2) ГРМ (двигатель Y30DT)

41. Установите ВМТ такта сжатия для поршня 1-го цилиндра

42. Отожмите натяжной ролик зубчатого ремня при помощи накидного ключа против часовой стрелки и зафиксируйте при помощи приспособления КМ-6349 и снимите зубчатый ремень.

8.42 Фиксация натяжного ролика (1) при помощи приспособления КМ-6349 (2)

43. При необходимости проведения регулировочных или других работ с шестернями ГРМ для доступа к ним необходимо снять натяжной и 2 направляющих ролика, установить приспособление для снятия шкива коленчатого вала и, удерживая при помощи приспособления вал от проворачивания, отпустить гайку крепления ведущего зубчатого колеса привода распределительных валов и снять колесо.

44. Затем необходимо демонтировать 2 направляющих ролика и натяжное устройство мультиреберного ремня, вывернуть крепежный болт и снять шкив коленчатого вала

45. Снимите шланг системы вентиляции картера .

8.45 Шланг (1) системы вентиляции картера (двигатель Y30DT)

46. Из под автомобиля выверните 5 болтов крепления нижней крышки ГРМ, затем опустите автомобиль, выверните 6 верхних крепежных болтов и снимите крышку. Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить сопрягаемые поверхности.

47. Пред снятием шестерен привода ГРМ вверните болт (М6) в специальное отверстие на шестерне ТНВД и зафиксируйте шестерню. Затем выверните 4 болта и снимите две передаточные, а при необходимости и другие шестерни.

48. Для установки фаз газораспределения на шестернях ТНВД коленчатого вала и передаточных шестернях нанесены специальные метки , положение шестерни привода водяного насоса значения не имеет. При несовпадении меток необходимо снять и переустановить передаточные шестерни.

8.48 Установка шестерен ГРМ (двигатель Y30DT) стрелками указаны установочные метки

1 Шестерня ТНВД

2 Шестерня водяного насоса

3 Шестерня коленчатого вала

4 Передаточные шестерни

Замечание: Для проворачивания коленчатого вала необходимо установить на место шкив, по окончании регулировки вновь демонтируйте шкив коленчатого вала.

49. Воспользуйтесь подходящим инструментом и снимите сальник коленчатого вала и сальник ведущего колеса зубчатого ремня, — соблюдайте осторожность, не повредите посадочные поверхности.

Установка

50. Очистите сопрягаемые поверхности и нижнюю крышку ГРМ. Нанесите слой уплотнительного герметика (серого цвета) толщиной примерно 2-3 мм на посадочную кромку крышки , установите нижнюю крышку на место и затяните 11 крепежных болтов в указанном порядке (с 1 по 11).

8.50 Установка нижней крышки ГРМ (двигатель Y30DT)

А Слой герметика

Внимание: Не забудьте вывернуть болт фиксации шестерни ТНВД!

51. Впрессуйте новый сальник коленчатого вала при помощи специального приспособления КМ-6375 и болта крепления шкива (см. рисунок 8.51а), при помощи приспособления КМ-6376 и гайки крепления ведущего зубчатого колеса (см. иллюстра цию 8.51b) впрессуйте новый сальник ведущего колеса зубчатого ремня

8.51a Впрессуйте новый сальник коленчатого вала при помощи приспособления КМ-6375 (1) и крепежного болта (2) (двигатель Y30DT)

8.51b Впрессуйте новый сальник ведущего колеса зубчатого ремня при помощи приспособления КМ-6376 (1) и крепежной гайки (2) (двигатель Y30DT)

52. Дальнейшая установка производиться в порядке, обратном порядке снятия. При установке зубчатого peмня не забудьте выставить положение ВМТ такта сжатия для поршня первого цилиндра.

Двигатель Z32SE

53. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи , снимите правое переднее колесо и крышку мультиреберного ремня

54. Высвободите гидравлические линии усилителя руля из держателей подрамника.

55. Снимите воздухоочиститель и правую опору двигателя

56. Выверните крепежные болты и снимиите кронштейн крепления правой опоры двигателя.

8.56 Кронштейн правой опоры двигателя — стрелками указаны болты крепления (двигатель Z32SE)

8.56 Кожух (1) кабельных каналов (двигатель Z32SE)

2 Датчик детонации 2-4-6 цилиндров

3 Датчик распределительных валов

4 Крепежные болты

5 Датчик давления системы К/В

6 Разъем электропроводки компрессора

57. Выверните 2 крепежных болта и снимите кожух кабельных каналов, предварительно отсоединив все разъемы электропроводки.

58. Ослабьте болты крепления шкива водяного насоса и 6 болтов крепления шкива коленчатого вала. Снимите мультиреберный ремень , затем выверните болты и снимите шкивы водяного насоса и коленчатого вала.

8.59 Болты (2) крепления натяжного устройства (1) (двигатель Z32SE)

59. Снимите направляющий ролик, затем выверните 2 болта и снимите натяжное устройство мультиреберного ремня.

60. Выверните 5 болтов и снимите крышку ГРМ.

61. Плавно поворачивайте коленчатый вал по направлению вращения двигателя (по часовой стрелке) и остановите, не доводя примерно 60° до ВМТ такта сжатия для поршня первого цилиндра. Установите на фланец крепления шкива коленчатого вала специальное приспособление КМ-800-10 . Доверните вал до положение ВМТ поршня первого цилиндра, — верхняя часть приспособления должна упереться во фланец водяного насоса, закрепите приспособление на фланце.

8.61 При установке поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия верхняя часть приспособления КМ-80010 (2) должна упереться во фланец (1) водяного насоса (двигатель Z32SE)

62. В этом положении метки на зубчатых колесах распределительных валов должны совпасть с метками на задней крышке ГРМ . Закрепите зубчатые колеса распределительных валов 2-4-6 цилиндров при помощи приспособления КМ800-2 (зеленого цвета), а 1-3-5 цилиндров приспособлением КМ800-1 (красного цвета).

Замечание: Маркировка «ТОР» на приспособлениях должна быть направлена вверх.

8.62 Регулировка фаз газораспределения (двигатель Z32SE)

1 Метки на задней крышке ГРМ

2 Метки на зубчатых колесах распределительных валов

3 Приспособление КМ-800-1 (красного цвета)

4 Натяжной ролик зубчатого ремня

5 Фланец водного насоса

6 Приспособление КМ-800-2 (зеленого цвета)

7 Верхний направляющий ролик зубчатого ремня

8 Нижний направляющий ролик зубчатого ремня

9 Фланец крепления шкива коленчатого вала

63. Проверьте натяжение зубчатого ремня метка (14) должна быть выше метки (15). При длительной эксплуатации допускается уменьшение расстояния вплоть до совпадения меток.

Внимание: Нахождение метки (14) ниже метки (15) не допустимо! В противном случае произведи те натяжение/замену зубчатого ремня (см. ниже).

8.63 Натяжение зубчатого ремня (16)

Натяжной ролик

Верхняя метка

Крепежная гайка

Эксцентрик для отжимания ролика

64. Ослабьте гайку натяжного ролика, выверните крепежный болт и снимите нижний направляющий ролики зубчатого ремня. Снимите ремень.

Установка

65. Снимите приспособление КМ-80010. Плавно воашайте коленчатый вал по направлению вращения двигателя, и остановите, не доводя примерно 60″ до положения ВМТ такта сжатия поршня первого цилиндра. Вновь установите приспособление и доверните коленчатый вал так, чтобы до ВМТ оставалось примерно 10′, — верхняя часть приспособления должна располагаться вертикально .

8.65 При установке зубчатого ремня верхняя часть приспособления КМ-800-10 (1) должна занимать вертикальное положение

66. Наденьте зубчатый ремень на колеса и ролики в следующей последовательности: распределительные валы 2-4-6 цилиндров, верхний направляющий ролик, распределительные валы 3-5 цилиндров, натяжной ролик, ведч щее колесо зубчатого ремня. При установке обратите внимание на направление вращение ремня и на расположение верхних меток (см. ил люстрацию). Закрепите ремень в этом, положении при помощи приспособления КМ-800-30

8.66 Установка зубчатого ремня (1) (двигатель Z32SE)

2 Верхние метки зубчатого ремня

3 Зубчатое колесо распределительного вала 2-4-6 цилиндров

4 Верхний направляющий ролик

5 Фланец водяного насоса

6 Приспособление КМ-800-30

7 Натяжной ролик

8 Зубчатое колесо распределительного вала 1-3-5 цилиндров

67. Установите нижний направляюще ролик зубчатого ремня с новой дис танционной шайбой. Проверьте совпа дение меток на нижней ветке зубчатого ремня с метками ведущего зубчатого колеса и пазом масляного насоса . Затяните болт направляющего ролика с требуемым усилием.

10 Приспособления КМ800-10

11 Метки на ведущем зубчатом колесе

13 Паз масляного насоса

68. Снимите приспособление КМ-80030 и доверните коленчатый вал в положение ВМТ поршня первого цилидра, закрепите верхнюю часть приспособления КМ-800-10 на фланце водяного насоса и отрегулируйте натяжение зубчатого ремня, отжав натяжной ролик при помощи подходящего инструмента за эксцентрик (см. рисунок 8.63) против часовой стрелки так чтобы метка (14) находилась выше метки (15) примерно на 10 мм Затяните крепежную гайку с усилием 20 Нм. Снимите приспособления КМ800-10, 800-2 и 800-1 и проверните коленчатый вал в направлении вращения двигателя примерно на 660′, вновь остановите приспособление КМ-80010 и доверните коленчатый вал до положения ВМТ для поршня первого цилиндра (см. параграф 61). Проверьте вновь проверьте положение меток натяжного ролика — расстояние между метками должно составлять 3-4 мм (на использовавшемся ранее ремне допускается совмещение меток). При необходимости повторите регулировку. 39 Проверьте совпадение меток зуб-атых колес распределительных валов (см. рисунок 8.62). Дальнейшая установка производится в порядке, обратном порядку снятия.

Двигатели Z22YH/Z22SE/Z20NET

Замечание: Ниже описывается процедура снятия/установки приводных цепей для двигателей объемом 2.2 л. На двигателе Z20NET вместо модуля зажигания устанавливаются 4 катушки зажигания, отдельно для каждой свечи, — особенности (ниже не приводятся) демонтажа/установки связанны только с этими элементами.

Снятие

71. Установите поршень 4-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия

72. Снимите мультиреберный ремень

73. Снимите переднюю секцию системы выпуска отработавших газов

74. Выверните осевые болты передней и задней опор двигателя

75. Снимите датчик распределительных валов.

76. Выверните 2 крепежных болта и снимите верхнюю направляющую цепи привода ГРМ.

8.76 Болты (2) крепления верхней направляющей (1) цепи привода ГРМ (на примере двигателя Z22YH)

77. Выверните натяжитель цепи привода ГРМ .

8.77 Натяжитель (1) цели привода ГРМ (на примере двигателя Z22YH)

78. Выверните крепежный болт и снимите звездочку выпускного распределительного вала, — удерживайте вал от проворачивания за шестигранную часть при помощи ключа.

79. Установите над двигательным отсеком специальную поперечную балку для вывешивания силового агрегата, которая крепиться на лонжероны, и установите комплект такелажного оборудования. Возможно использовать для этой цели тельфер или другое подъемное устройство лебедочного типа.

80. Ослабьте болты и гайку крепления правой опоры двигателя и приподнимите силовой агрегат при помощи установленного оборудования и извлеките болты.

81. Выверните 3 крепежных болта и снимите кронштейн крепления правой опоры к блоку двигателя.

8.81 Болты (2) крепления кронштейна (1) правой опоры двигателя (двигатель Z22YH)

82. Выверните болт крепления натяжного устройства мультиреберного ремня и снимите его.

83. Выверните заглушку и верхний болт направляющей цепи привода ГРМ .

8.83 Заглушка (1) и верхний болт (2) крепления направляющей цепи привода ГРМ (двигатель Z22YH)

84. Выверните 4 верхних болта крепления крышки ГРМ, немного опустите двигатель и извлеките болты.

8.84 Крышка ГРМ (на примере двигателя Z22YH) — стрелками указаны верхние болты крепления

1 Шкив коленчатого вала

85. Слейте масло из картера двигателя, выверните крепежный болт и снимите шкив коленчатого вала

86. Выверните 7 болтов и снимите крышку ГРМ.

Замечание: Болты устанавливаются с шайбами.

87. Выверните нижний болт крепления направляющей цепи привода ГРМ и снимите ее. Затем выверните нижний болт крепления направляющей натяжителя цепи привода ГРМ, опустите автомобиль и извлеките направляющую натяжителя через верх. Извлеките цепь привода ГРМ. Снова вывесите автомобиль и снимите ведущую звездочку привода ГРМ.

8.87 Направляющие цепи привода ГРМ (на примере двигателя Z22YH)

1 Направляющая цепи

2,4 Нижние крепежные болты

3 Направляющая натяжителя цепи

88. Выверните 2 болта и снимите натяжитель цепи привода компенсационных валов. Затем поочередно выверните крепежные болты и снимите направляющую натяжителя, верхнюю и нижнюю направляющую. Снимите цепь привода компенсационных валов.

8.88 Цепь (1) привода компенсационных валов (двигатель Z22YH)

2 Верхняя направляющая 3,4,6,9 Крепежные болты 5 Нижняя направляющая

7 Направляющая натяжителя цепи

10 Звездочка водяного насоса

Установка

89. Установите цепь привода компенсационных валов на звездочки, соблюдая следующую последовательность : компенсационный вал со стороны впускных клапанов, коленчатый вал (после чего Зафиксируйте цепь при помощи пластмассового клина), водяной насос компенсационный вал со стороны выпускных клапанов. При установке цепи ее цветные звенья должны совпасть соответствующими метками на звездочках.

8.89 Установка цепи привода компенсационных валов

1 Метка выпускного компенсационного вала

2 Метка впускного компенсационного вала

3 Метка ведущей шестерни

90. Дальнейшая установка выполняется в порядке, обратном порядку снятия. Не забудьте заменить сальник коленчатого вала впрессуйте новый сальник при помощи соответствующего приспособления.

91. Перед установкой натяжителя цепипривода компенсационных валов его необходимо зафиксировать в отжатом положении при помощи специального приспособления или другого подходящего инструмента (см. рисунок 8.91а). После установки извлеките фиксатор. Перед установкой натяжителя цепи привода ГРМ необходимо предварительно заменить его уплотнительные прокладки и снова собрать его при помощи тисков (см. рисунок 8.91b), при этом внутренний поршень натяжителя должен зафиксироваться в отжатом положении. После установки натяжителя необходимо снять фиксацию внутреннего поршня, для чего нажмите подходящим инструментом на цепь привода ГРМ в районе направляющей натяжителя (см. рисунок 8.91с).

8.91а Натяжитель (1) цепи привода компенсационных валов

8.91b Сборка натяжителя (1) цепи привода ГРМ

2,3 Уплотнительные прокладки

4 Стопорное кольцо

5 Внутренний поршень

7 Фиксатор внутреннего поршня в отжатом положении

8.91с Снятие фиксации внутреннего поршня натяжителя привода ГРМ (двигатель Z22YH)

Двигатели Y20DTH/Y22DTR

92. Операция по замене элементов привода ГРМ достаточно сложна и потому здесь не приводится. Для снятия однорядной цепи привода ГРМ требуется снять головку двигателя , а для снятия двухрядной цепи — снятие двигателя .

Добавить комментарий