Шумоизоляция для автомобиля листовая

Звукоизоляционные материалы для автомобиля и области расположения

Какие материалы нужны для шумоизоляции автомобиля вопрос, с которым сталкивается каждый желающий шумоизолировать свою машину, тем более только комплексное решение с целью улучшения комфорта (акустики) в салоне, заключается в правильной подборке и установления комплекса материалов с разными свойствами в разных частях кузова. Для снижения шумов из внешней среды при помощи правильной (грамотно наклеенной) шумоизоляции приведет к снижению утомляемости, плюс к заметному приросту чистоты звучания любой аудиосистемы, кроме того шумоизоляция авто и материалы повышают защиту корпуса от коррозии, а так же позволяет сохранить в салоне машины в холодный сезон тепло, в жаркий сезон прохладу.

Любые современные автомобили в процессе эксплуатации издают различные вибрации а так же шумы:

  • Иномарки как правило подвержены такому в наименьшей степени, зато отечественные автомобили – в гораздо большей
  • Максимально снизить уровень шума внутри салона – вот о чем мечтает большинство владельцев машин
  • Очень многие владельцы заблуждаются, наивно думая, что шумоизоляция автомобиля и материалы для неё нужны исключительно любителям громкой качественной музыки
  • На самом деле необходима она тем, кто хочет сидя в салоне нормально общаться либо просто любит наслаждаться тишиной в своем любимом автомобиле
  • Кроме того длительная поездка с повышенным шумом в машине, быстро утомляет водителя, он становится рассеянным либо раздражительным, это повлияет на безопасность его движения
  • Вдобавок, большинство деталей машин сами становятся источниками шума по причине вибрации, которую сами же издают
  • В таком случае шумоизоляция автомобиля значительно уменьшает посторонние шумы и сделает передвижение в машине более комфортным
  • Шумоизоляция авто подручными материалами не рекомендуется, времени истратите много, а толку будет мало, не все материалы годятся и дают нужный эффект
  • Шумоизолирующие материалы наклеивают на элементы корпуса автомобиля по разработанной технологии, что дает появление структуры типа «сэндвич», в нижней части которого находится виброизоляция, а последующие кладутся шумоизоляцией либо поглотителем шума

Рассмотрим виды существующих материалов

Все применяемые материалы подразделяют в зависимости от свойств на подгруппы, перед применением понадобится инструкция:

Виброизоляционные

Вибропласт сильвер

Виброизоляция – это первый и основной материал для шумоизоляции авто в комплексной шумоизоляции машины:

  • Он выпускается листами определённых размеров
  • Виброизоляторы в свою очередь бывают чисто битумные, мастичные, и комбинированные мастично — битумные, с фольгой в основе либо без неё
  • Материалы битумные и комбинированные требуют нагрева при их нанесении, зато эффективность такой изоляции заметно выше
  • Материал с такими свойствами наносится на наиболее вибронагруженные места — колесные арки передние и задние, днище(см. Шумоизоляция днища автомобиля: что нужно учитывать при выполнении ), и моторный отсек
  • Материалы на базе мастики не требует при нанесении нагрева, и применяется на дне багажника, а так же под задними сидениями, крыше, дверях и капоте
  • При этом материалы с фольгой в основе более удобные при нанесении

Теплошумоизоляционные

Сплен

Теплошумоизоляция (фото вверху)– является самоклеящимся вспененным полимерным материалом с закрытой ячеистой структурой, кроме того они имеют  отличные теплоизолирующие свойства:

  • Являются отличным решением в борьбе с посторонним шумом в средних и высокочастотных диапазонах
  • Как правило, такие материалы клеятся поверх виброизоляторов
  • Теплошумоизоляция не требует предварительного нагрева
  • К подобным материалам относят: Сплэн 3002- 3008, Барьер 4 и 8КС, Флекс 6-10
  • Они влагу не впитывают, но имеют не устойчивый к воде слой клея, это ограничивает места их применения

Шумоизоляционные

Являются тяжёлыми, но самыми эффективными материалами:

  • К таким относятся NoiseBlock 2 и 3милиметра, которые наносят исключительно третьим слоем, после шумоизоляции либо шумопоглотителя

Поглотитель NoiseBlock

  • Такие материалы имеют структуру с открытыми ячейками
  • Типичные представители такой авто шумоизоляция материалы- Бипласт 5,10 и20К, БипластПремиум, Акцент 8 и 10КС и Акцент 10ЛМКС (материал с фольгированной основой и обладающий теплоизоляционными свойствами), Битопласт 5 и 10К
  • Для ощутимого эффекта от этих материалов эффективнее использовать NoiseBlock — та небольшая часть шумов, которая прорывается сквозь Акцент, затем отражается от NoiseBlock, снова направляется в Акцент, и там глушится окончательно

Называются антискрип – это тканые самоклеящиеся материалы, которые наносятся в местах соприкосновения деталей одинаковых либо разных материалов, чтобы в процессе работы они не создавали взаимного трения – скрипы, «сверчки» и шумы:

  • Материалам не требуется разогрев при нанесении
  • Наиболее популярным и поэтому распространённым сегодня является Маделин
  • Кроме него антискрипными свойствами еще обладает Бипласт

Жидкая шумоизоляция

Самый современный вариант для изоляции днища автомобиля, так как снаружи, применять битумные маты невозможно и отсутствие ровной поверхности при наклеивании – это полбеды:

  • Главным недостатком других материалов является то, что практически все твердые изоляторы звука постепенно напитываются (вбирают) влагу и теряют после этого свои свойства
  • А жидкая (напыляемая) шумоизоляция по сути является жидкой резиной с комплексом присадок
  • Наносится путем распыления, можно воспользоваться кистью либо валиком
  • Поверхность предварительно необходимо тщательно очистить (от консервации, грязи и тд.) и обезжирить
  • Напыляемая шумоизоляция встречается в таких видах:
  • Такая шумоизоляция в арках автомобиля практически сводит на нет стуки отскакивающих камней
  • Легче нанести на сложную поверхность
  • В отличие от других материалов повышает вес машины незначительно
  • Шумопоглощение у неё выше чем у твердого материала
  • Легко переносит воздействие окружающей среды, отталкивает влагу
  • Является дополнительной защитой от коррозии
  • Один вид наносится поверх специальной грунтовки
  • Другой грунтовки не требует и наносится прямо на металл
  • Хорошо подходит и для обработки арок колес снаружи
  • Наносится пульверизатором, быстро и доступно для нанесения своими руками
  • Эффективный период эксплуатации 5 лет
  • Цена, разумеется, выше, но с лихвой оправдывается качеством

Подобные материалы имеют весьма узкую область для применения:

  • К вспомогательным относится материал ВИЭК 0,2Кс – просто фольга толщиной 200микрон, которая годится для заделывания крупных технологических отверстий, например в дверях и чтобы создать основу для виброизоляции

Комплексная шумоизоляция и материалы для авто снижает шумность в салоне авто на 50 процентов:

  • Достичь подобного внушительного результата не помогут никакие полумеры и частичные обработки
  • Шумоизоляция очень ответственный шаг, который позволяет вам достичь снижения шума от трансмиссии и мотора, уменьшения уличного шума внутри салона, устранить скрипы салонных пластиковых деталей
  • Еще приятным дополнением будет улучшенная теплоизоляция в салоне машины, что будет выгодно в холодный период и добавит качественного звучания аудиосистеме

Вот все разновидности перед вами, после того как выберете чем обработать свой автомобиль непременно посмотрите видео.

  • Автор: Григорий Романчук
  • Распечатать

Григорий с детства обожал машины, а в подростковом возрасте, когда самостоятельно подключил автомагнитолу в отцовской девятке, понял, что машины будут его работой, хобби, призванием.

Оцените статью:

(2 голоса, среднее: 5 из 5)

Современные автопроизводители, стараясь удешевить продукцию комплектации стандарт и эконом, производят лишь минимальную вибро и шумообработку, чего совершенно недостаточно. Шум в салоне автомобиля существенно снижает комфортность поездки, быстро утомляет, как водителя, так и пассажиров. Для исправления ситуации может производиться шумоизоляция авто своими руками, какие материалы требуются для этого расскажет данная статья.

Достоинства и недостатки шумоизоляции

Кроме значительного снижения уровня шумового загрязнения в салоне автомобиля шумоизоляция автомобиля дает следующие дополнительные преимущества:

Наклеенное шумоизоляционное покрытие багажного отделения салона автомобиля

Следует отметить и негативные стороны шумоизоляции:

Откуда в автомобиль поникает шум

Области проникновения посторонних шумов в салон автомобиля

Поскольку на производствах двери практически не обрабатываются материалами для шумоизоляции авто, через них проникает значительное количество от общей доли звуков. Поэтому шумоизоляция дверей – это минимально необходимый уровень дополнительных отделочных работ. При этом вокруг динамиков желательно устанавливать вибропоглощающие демпферы, что существенно улучшит качество их звучания. Для изоляции рекомендуется использовать: битопласт, герметон, изотон, акцент.

Вопреки расхожему мнению арки, как таковые, не издают звуки, а являются источником вибраций, которые и транслируют на другие элементы кузова, являющиеся источниками шума. Какой материал выбрать для шумоизоляции арок автомобиля, учитывая их нагрузку? Можно использовать вибродемпфирующие материалы Вибропласт и Визомат.

Близость к вибрирующим узлам и большая площадь делает эту деталь конструкции источником существенной доли шума. Надежно его изолировать можно только при помощи многослойных материалов гасящих как шум, так и вибрацию. Когда выполняется шумоизоляция авто своими руками какие материалы требуются для обработки источников вибраций – это Шумофф или Бимаст и Вибропласт в качестве первого слоя (основания). Рекомендуется использование материалов на битумной основе дающих дополнительную антикоррозионную защиту: Шумофф и материалы на его основе Mix и Mix F.

Является источником звуков преимущественно на высокой скорости, набегающий воздушный поток создает гул и во время дождя. Для изоляции используют вибродемпферы и шумопоглотители: Битмаст, Вибротон и др.

Звукоизоляция капота материалом Bitmast Bomb

Является источником значительной части шумов в салоне автомобиля. При его изоляции рекомендуется использовать самоклеющиеся материалы комплексного назначения (изолируют и от шума и от вибрации). Главное условие – высокие термоизоляционные показатели, наличие отражающего тепло фольгированного слоя.

Так же является важным элементом, обработка которого существенно улучшит звучание динамиков и снизит шумовое загрязнение в салоне, особенно на пассажирских местах. Какие материалы требуются для шумоизоляции авто своими руками, для багажника подойдут те, которые имеют хорошую прочность и стойкость верхнего слоя к механическим повреждениям: Шумофф М4 и Mix6, визомит МП, bitmast suoer.

Обзор и характеристика популярных материалов для шумоизоляции автомобиля

Шумоизоляционные материалы для авто можно условно разделить на несколько категорий:

Шумоизоляционные материалы

Шумофф Гарметон – представляет собой материал, напоминающий поролон, но его звукоизоляционные свойства сильнее в 10 раз. Не горит и плохо абсорбирует влагу. Отличительной особенностью является медленное восстановление изначального объема, в течение 45 мин., что дает дополнительное время при монтаже и способствует тому, что материал полностью заполняет все отведенное пространство.

Гарметон А15 – кроме перечисленных свойств этот материал обладает рельефной поверхностью, что позволяет дополнительно рассеивать звуки.

Дверь оклеенная Гарметоном А15

Шумофф Микс и МИКС Ф – материалы на битумной основе. Являются аналогом заводских материалов используемых для звукоизоляции пола, капота и багажника в автомобилях премиум класса. Для закрепления на поверхности материал необходимо нагреть до температуры 150°С. Для этого вполне подойдет обычный строительный фен. МИКС Ф имеет самоклеющуюся основу, прикрытую вощеной бумагой, что значительно упрощает процесс монтажа.

Предварительная подготовка поверхности ограничивается только грубой очисткой от грязи и пыли. Хорошо выдерживает отрицательные температуры, имеет армирующий слой, позволяющий материалу держаться на поверхности даже если часть рулона отклеилась. Допускается повторное наклеивание отставших частей методом разогрева.

Оклейка салона автомобиля материалом Шумофф Микс Ф

Шумофф М2, М3 – имеют внешний защитный слой профилированной из толстой алюминиевой фольги, что дает дополнительную механическую защиту обработанной поверхности. Клеящий слой на каучуковой основе стойкий к агрессивным средам. В качестве звукогасящего материала используется высоконаполненная полимерная композиция. Рельефная поверхность металлического слоя сохраняется после монтажа не менее чем в 50% ячеек, что придает всей конструкции дополнительную пространственную жесткость.

Обработка дверцы звукоизолирующим материалом Шумофф М2

Звуковиброизоляционные материалы

Вибропласт М1, М2 – состоит из звукопоглощающего полимерного материала и алюминиевой фольги. М2 имеет дополнительный клеящий слой. Легок в установке, хорошо держит форму, наносится без разогрева на обезжиренную поверхность. Монтаж рекомендуется производить при температуре около 15°С. Инертен к агрессивным химическим и биологическим веществам, сообщает обработанным участкам кузова дополнительную коррозионную устойчивость.

Рекомендованные области применения: кузов, дверки, крыша автомобиля. Гасит шумы и вибрации посредством превращения механической энергии в тепловую. Колебательная энергия вибраций превращается в тепло от трения фольги и вязкоупругого слоя основания.

Битопласт 5, 10 – имеет народное название «антискрип» используется для гашения колебаний в приборной панели, торпеде, рулевой колонке и т.п. Внешне напоминает очень плотный поролон, не впитывает влагу, горит только под воздействием открытого пламени, при этом выделяет довольно едкий дым с черной копотью.

Шумофф М4 – используется для гашения вибраций и снижения уровня шума Области применения: колесные арки, перегородка моторного отсека.

Комбинированные материалы

Шумофф П4 – кроме звукоизоляции обладает хорошими теплоизоляционными возможностями. Состоит из двух слоев, между которыми находится воздушная прослойка. Имеет высокую эластичность и клеевую основу стойкую к воде.

Комфорт 3 – используется в качестве шумо-, звуко-, гидроизоляции. Материал напоминает вспененную резину, не скрипит и не разрушается при отрицательных температурах. При длительном сжатии и трении не теряет свою первоначальную форму.

Видео обзор некоторых материалов для шумоизоляции:

Большинство бюджетных автомобилей не может похвастаться хорошей шумоизоляцией, а некоторые из них, в т.ч. отечественного производства, вообще, хоть какой-то. Звук работающего мотора, трансмиссии, подвески, шин, а также внешние звуки не только раздражают, но и утомляют водителя, особенно в длительных поездках. Вот и приходится нашим автовладельцам самостоятельно дорабатывать такие машины, чтобы избавиться от лишнего шума в салоне.

Обесшумить авто можно как в специализированном сервисе, где за это с вас возьмут не менее 20 тыс. рублей, так и собственными силами в условиях гаража. Процедура эта не столько сложная, сколько времязатратная, ведь она подразумевает демонтаж сидений, дверных карт, элементов обшивки салона, багажника и т.п. Но если вы все же решитесь, и сделаете все правильно, тишина в салоне будет радовать вас не один год.

Откуда доносится шум

Для начала определим основные места, через которые в салон проникает шум. К ним относятся:

Именно эти элементы и подлежат обработке.

шумоизоляция авто своими руками какие материалы требуются

Существует три вида материалов, использующихся в процессе обесшумливания авто:

Для достижения максимального эффекта рекомендуется использовать все эти материалы в комплексе.

Вибропоглощающие материалы (вибродемпферы)

Процесс поглощения вибрации основан на внутреннем трении, возникающем в материале. В большинстве своем такие материалы изготавливаются на основе бутиловой мастики или битума, имеющих высокую степень механических потерь. Есть также так называемые, бимасты, состоящие из двух слоев: битума и мастики.

Вибропоглотители с одной стороны имеют клеевой слой, существенно упрощающий монтаж, а с другой – защитное покрытие в виде ткани, плотной бумаги или алюминиевой фольги. Рассмотрим наиболее популярные материалы.

1.Бимаст – сравнительно новый двухслойный материал (мастика и битум). Имеет 3 разновидности: «Стандарт» (толщина 3 мм) с тканевым покрытием, «Супер» (4 мм) с покрытием из плотной бумаги, и «Бомб» (4 мм) с алюминиевым покрытием.

2.Вибропласт – пластичный материал на основе полимерной клейкой композиции с покрытием в виде прочной алюминиевой фольги. До недавнего времени материал был представлен в продаже двумя разновидностями: М1 (толщина 1,5 мм) и М2 (толщина 2,3 мм), но не так давно в продаже появился Вибропласт «Silver» (2 мм) и «Gold» (2,3 мм). Этот современный материал отличается от М1 и М2 тем, что при той же толщине имеет больший коэффициент механических потерь: 0,25 и 0,33 соответственно.

3.Визомат – самоклеющийся вибропоглощающий материал на основе битума. В продаже представлен двумя видами: ПБ (без покрытия, толщина 2 и 3,5 мм) и МП (с алюминиевым покрытием, толщина 2,7 мм).

Звукопоглощающие материалы

Звукопоглощающие материалы используются для защиты салона от наружного шума. Обычно их наносят вторым слоем на вибропоглотитель. Они также имеют клеевой монтажный слой. Наиболее популярными звукопоглотителями являются:

Сплэн – легкий материал на основе мелкопористого вспененного полиэтилена. Он не впитывает влагу, устойчив к температурным перепадам;

Барьер – аналогичный материал из полиэтилена;

Вибротон – звукоизолятор на основе полиэтилена с битумной прослойкой.

Прокладочные материалы

Прокладочные материалы предназначены для устранения трения между пластиковыми элементами салона. Чаще всего они используются для обеззвучивания деталей приборной панели и дверных карт.

Битопласт – эластичный полиуретан толщиной 5-20 мм, пропитанный специальным водостойким раствором, и оснащенный клеевым монтажным слоем;

Маделин – декоративный материал на тканевой основе толщиной 1-1,5 мм.

Расчет количества материалов

Рассчитать нужное количество материалов для шумоизоляции авто несложно, однако для этого потребуется разбирать салон, багажник, и мерить все рулеткой. Мы предлагаем более простой способ. Ниже представлена таблица с уже проведенными расчетами материалов для разных классов машин. Это, конечно, неточные показатели, однако достаточные для того, чтобы понимать, сколько чего потребуется, и во сколько это выльется.

В – вибропоглощающий материал;

ЗВ – звукопоглощающий материал;

П – прокладочный материал.

Цифрами указано количество материала в м2.

Если требуется обеззвучить панель приборов, добавьте лишних метр-полтора прокладочного материала.

Что еще потребуется для шумоизоляции

Кроме материалов вам потребуется теплый бокс или гараж (в летнее время работы можно производить на улице под навесом). При проведении работ окружающая температура не должна быть ниже 180С. В противном случае материал будет плохо приставать к поверхности.

Также нужно позаботиться, чтобы под рукой были необходимые инструменты и средства:

Шумоизоляция капота

Начинать работу лучше с капота. Это самый простой участок, на котором можно потренироваться вырезать и клеить специальные материалы. Для капота можно использовать недорогие вибро- и звукопоглотители. В качестве первого отлично подойдет Вибропласт М1, в качестве второго – Сплэн.

1.Поднимаем капот и осматриваем его с внутренней стороны. Если там есть теплоизоляция, аккуратно ее снимаем. Внутренняя поверхность крышки капота неоднородная. Она имеет симметрично расположенные углубления. В них, собственно, и нужно укладывать изоляцию.

2.Обрабатываем поверхность уайт-спиритом и насухо вытираем тряпкой. Замеряем, размечаем и делаем из картона выкройки, соответствующие формам и размерам углублений.

3.Переносим их на вибропоглощающий материал. Вырезаем.

4.Вырезанную деталь прогреваем строительным феном, чтобы она стала более эластичной.

5.Сняв защитную пленку на клеевом слое, клеим вибропоглотитель на выбранном участке. После этого снова прогреваем его феном и притискиваем к поверхности с максимальным усилием, используя валик или шпатель;

6.Когда все углубления будут проклеены, таким же образом вырезаем и наклеиваем звукопоглощающий материал – Сплэн.

7.Устанавливаем назад утеплитель.

Шумоизоляция дверей

Этот процесс несколько сложнее, так как двери имеют более сложную конструкцию, нежели крышка капота. Кроме того, хорошая шумоизоляция в дверях нужна еще и для того, чтобы обеспечить качественное звучание передних динамиков акустической системы.

Здесь нельзя также переборщить с материалами, так как лишний вес впоследствии приведет к перекашиванию дверных петель. Лучше использовать тонкий, но качественный вибродемпфер. С этой задачей отлично справится Вибропласт «Silver» толщиной 2 мм. Что касается звукопоглотителя, то можно применить все тот же Сплэн или Барьер толщиной 4-5 мм.

1.Демонтируем карты дверей. Вибропласт укладывается через отверстия двери на цельную ее поверхность. Если она имеет следы антикоррозийного материала, убираем их с помощью уайт-спирита.

2.Вымеряем и вырезаем соответствующий кусок Вибропласта. Прогреваем его феном, снимаем пленку, и наклеиваем на внутреннюю стенку двери. Процесс этот достаточно неудобен, однако нужно постараться разгладить и притиснуть материал к железу.

3.Следующий шаг – укладка звукопоготителя. Сделав выкройку из Сплэна, наклеиваем его поверх вибропласта.

4.После этого обклеиваем всю дверь Сплэном, закрывая технологические отверстия.

5.Переходим к картам дверей. Обклеиваем их изнутри 10-миллиметровым битопластом. Кроме этого, тяги, рычаги замков и другие подвижные (потенциально стучащие и скрипящие) металлические части дверей, обтягиваем Маделином.

6.Такую процедуру проводим со всеми дверями.

Шумоизоляция днища и перегородки моторного отсека

Этот этап работ самый трудо- и времяемкий. Для днища следует использовать наиболее толстый и тяжелый вибродемпфер. Идеальным вариантом здесь будет 4 мм Бимаст «Бомб». Для перегородки лучше использовать Вибропласт «Silver» или «Gold». В качестве звукоизолирующего материала подойдет Сплэн (4-6 мм).

1.Разбираем и демонтируем панель приборов, сиденья, ковролин. Если днище изнутри обработано антикоррозийкой, удаляем ее уайт-спиритом.

2.Вымеряем и вырезаем максимально большие куски Бимаста. Прогреваем их феном, укладываем на пол, стараясь не пропускать ни сантиметра. Если в процессе укладки остаются прогалины, заклеиваем их сверху кусками Бимаста, перекрывая края не менее чем на 30 мм. Особое внимание следует уделить внутренним изгибам колесных арок.

3.Прогреваем феном уже уложенное покрытие, и прижимаем его валиком или шпателем.

4.Таким же образом обклеиваем и перегородку моторного отсека со стороны салона Вибропластом.

5.Меряем и вырезаем Сплэн. Наклеиваем его поверх вибропоглотителя.

6.Монтируем торпедо и салон.

7.При необходимости, собирая панель приборов, можно проклеить отдельные элементы Маделином.

Шумоизоляция крыши

Для шумоизоляции крыши лучше использовать тонкий вибродемпфер как, например, Вибропласт М1 или «Silver». Здесь лишний вес абсолютно ни к чему. Для звукопоглощения идеально подойдет Сплэн толщиной 4 мм, который дополнительно является и хорошим теплоизолятором.

Процедура обработки аналогичная.

2.Удаляем заводскую шумоизоляцию.

3.Обезжириваем поверхность уайт-спиритом.

4.Размечаем, вырезаем, прогреваем вибропласт.

5.Наклеиваем его между ребрами жесткости, прижимаем.

6.Вторым слоем наносим звукопоглотитель.

7.Устанавливаем обшивку.

Шумоизоляция багажного отделения

Обесшумливание багажника проводится по двум схемам: крышка багажника обрабатывается таким же образом, как и капот, а часть днища, внутренние поверхности арок и задних крыльев – так же, как и пол салона.

Обязательной обработке подлежит ниша под запасное колесо. Не забывайте также и о внутренних поверхностях задних арок – от них в багажник идет наибольшее количество шума.

Для большей наглядности посмотрите несколько роликов о том, как самому обесшумить автомобиль.

Одно из средств, значительно повышающих комфортность поездки на автомобиле и снижающих негативное шумовое воздействие, – это шумоизоляция салона. Постоянный шум в салоне автомобиля – неприятное явление, которое не только действует на нервы пассажирам, но также негативно влияет на водителя. В частности, в процессе поездки у водителя быстрее накапливается усталость, снижаются уровень концентрации и внимания, скорость реакции, а результатом длительного воздействия этих факторов может быть даже стресс.

Естественно, что всё это небезопасно с точки зрения вождения. Существуют три основных способа шумоизоляции салона, которые различаются по эффективности, стоимости и комплексности установки.

Типы шумоизоляции

В настоящее время на рынке представлены три способа шумоизоляции , которые можно использовать в автомобиле. Среди них:

  • классическая шумоизоляция;
  • «жидкая» шумоизоляция в баллончиках;
  • установка подкрылков с шумоизоляцией.

Каждый из них имеет свои преимущества и особенности. Объединяет же их то, что все они могут быть реализованы в автоцентре. Это взаимовыгодное мероприятие как для автовладельца, так и для сервиса. Рассмотрим каждый подход отдельно.

Классическая шумоизоляция

Классическая шумоизоляция

Для реализации подобной концепции используют специальные шумоизоляционные материалы, которые также выполняют роль термоизоляции, что позволяет быстрее прогреть машину в зимний период и межсезонье. Масса дополнительных материалов составляет от 50 до 150 кг (в зависимости от используемых материалов и их объема). Такая дополнительная нагрузка термоизолирующих материалов приводит увеличению расхода топлива и усилению износа подвески.

Классическая шумоизоляция автомобиля – это длительный процесс, подразумевающий полную разборку салона. При этом владельцу приходится оставлять машину на сервисе на несколько дней.Выгоды для автовладельца:

  • за счет того, что материалы жестко крепятся к элементам кузова, они играют роль еще и антивибрационного слоя;
  • снижает уровень шума, обстановка в салоне становится комфортнее.

Выгоды для автосалона:

  • сравнительно высокая стоимость нормо-часов (человеко-часов), необходимых для выполнения работ по установке шумоизоляционных материалов, по сравнению с другими работами;
  • возможность получить дополнительную прибыль от реализации материала, а также от выполнения последующей оклейки кузова машины клиента.

«Жидкая» шумоизоляция

Нанесение жидкой шумоизоляции

Под этим названием подразумевается нанесение на кузов машины специального средства из баллончика. Функция образующегося покрытия состоит в ослаблении акустических волн и вибраций, проходящих через обработанную поверхность. Главные особенности «жидкой» шумоизоляции – низкая цена и недолговечность. Следовательно, такую защиту нужно будет периодически обновлять. При этом старый ее слой удаляется, а кузов очищается, моется и высушивается. И лишь после этого можно наносить новый слой средства.

Если «жидкая» шумоизоляция нарушена, возникает риск появления коррозии в месте повреждения.

Выгоды для автовладельца:

  • значительное снижение шума в салоне;
  • невысокая стоимость нанесения;
  • дополнительная защита кузова от коррозии;
  • нанести защиту можно самостоятельно, не обращаясь в сервис.

Выгоды для сервисного центра:

  • подготовка автомобиля к нанесению минимальна;
  • материалы стоят недорого;
  • не существует разработанных стандартов или требований, касающихся качества работы подобного вида шумоизоляции, а это значит, что возможные претензии клиента не будут иметь законных оснований.

Подкрылки с шумоизоляцией

Идея использовать подкрылки с шумоизоляцией основана на том, что колесные арки автомобиля служат основным источником шума в салоне. А значит, использование подкрылков с шумоизоляцией снизит уровень посторонних шумов, мешающих водителю и пассажирам.

Подкрылки с шумоизоляцией

Поклейка шумоизоляции на подкрылки

В качестве шумоизоляционного материала в данном случае используется легкое синтетическое волокно, отталкивающее влагу. Оно надежно прикреплено к поверхности подкрылка и способно выдерживать значительные механические нагрузки, выполняя при этом возложенные на него функции.Выгоды для автовладельца:

  • возможность установки подкрылков собственноручно (как правило, все материалы и крепеж идут в комплекте при покупке);
  • гарантированное снижение уровня шума на 50 % и более;
  • колесные арки надежно защищены от воздействия внешних вредных факторов (влаги, наледи, соли, песка и др.);
  • недорогое решение.

Выгоды для автосервиса:

  • возможность брать дополнительную плату за продажу подкрылков, а также за услугу по их установке;
  • установка подкрылков с шумоизоляцией представляет собой несложный процесс, не вызывающий повреждения кузова, в том числе его ЛКП.

Выбор того или иного способа снижения уровня шума в салоне остается исключительно за автовладельцем. Он зависит от сложности, стоимости, возможности самостоятельной установки. Средний по цене и наиболее оптимальный способ – установка подкрылков с шумоизоляцией, самый дорогой и эффективный – монтаж классической шумоизоляции, самый дешевый и недолговечный способ – использование «жидкой» изоляции.

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Перед тем, как заниматься непосредственно установкой автозвука в свой автомобиль и познавать этот удивительный безграничный мир творчества и фантазии, необходимо обеспечить будущей системе и её слушателям достойные условия. Дело в том, что закрытая акустика внутреннего пространства салона автомобиля подчиняется всё тем же законами физики, что и любой другой замкнутый объём, в котором можно слушать музыку. Таким образом, конечное звучание будущей аудиосистемы будет в большей степени зависеть именно от акустических характеристик салона автомобиля, а уже во вторую очередь от способностей компонентов самой системы.

Именно поэтому подготовительному этапу по улучшению акустических свойств экстерьера машины следует уделить самое пристальное и тщательное внимание в самом начале вступления на нелёгкий, тернистый, но увлекательный путь. Этап будет заключаться в основном в проведении вибро и звукоизоляционных работ. Каким-то автомобилям данный комплекс мер просто необходим, другие могут обойтись лишь частичной обработкой, тогда как изначально тихим авто с повышенным комфортом «преимум» класса можно вовсе обойтись без этих мер (или же сделать их в минимальном объёме). Подробнее об этом написано в соответствующей статье. Попробуем разобраться, что же из себя представляет шумо и виброизоляция автомобиля.

С какими задачами может справиться комплекс мер по вибро и звукоизоляции?

Если автовладелец твёрдо решил улучшить акустический комфорт своего автомобиля, тем более если он решил сделать это своими силами, тогда необходимо будет достаточно глубокое понимание теории того, как именно звуковые волны распространяются в салоне автомобиля, откуда приходят и что может служить хорошей преградой их распространению. Досконально изучить теорию может быть затруднительно, т.к. процессов образования различных звуков в автомобиле невообразимо много, к тому же они достаточно сложны для анализа и каких-то выводов. Но это не мешает всё несколько упростить и воспользоваться основами, чтобы значительно повлиять на комфорт в салоне автомобиля в лучшую сторону. Поэтому для начала стоит чётко определиться и уяснить, какая изоляция требуется в том или ином случае и что конкретно она может изменить. Прежде чем шумо и виброизоляция автомобиля начнёт работать на практике, необходимо строга разграничить понятия. Существуют два основополагающих типа изоляции, применяемых в автомобиле, способных повлиять именно на звуковую картину в салоне на месте прослушивания — это виброизоляция и звукоизоляция. Что представляет собой каждый из них рассмотрим далее.

Виброизоляция автомобиля и всё о ней

Виброизоляция применяется для устранения резонансов кузова и для борьбы со звуками, распространяющиеся через любые поверхности и его элементы. Тут стоит уяснить раз и навсегда, что виброизоляция не решает задачу звукоизоляции, т.е. она никак не предназначена для снижения уровня непосредственных шумов двигателя, КПП/РКПП, колёс, валов или приводов, в общем любых источников звука в машине, кроме самого кузова (который так же является излучателем звука в определённых ситуациях). Поэтому клеить виброизоляцию в ожидании тишины или значительного снижения неприятных шумов ярко выраженных излучателей в автомобиле заведомо бессмысленно!

Ну а на что способна виброизоляция и зачем она вообще нужна? Прямая задача виброизоляции заключается в устранении резонансов кузова и в гашении тех звуковых волн, которые распространяются через структуру металла и других барьерных (с точки зрения звуковой волны) элементов. Теперь необходимо разобраться в том, что есть что.

Значение собственной резонансной частоты крайне важно для понимания сути резонанса. Теперь представим кузов автомобиля в реальных условиях, окружённый многочисленными звуками самых разных частот. Это могут внешние звуки уличного шума (гул проезжающих машин, шум ветра, общий фон складывающихся разнородных шумов), могут быть звуки агрегатов и узлов автомобиля (работающий двигатель, вращающиеся шарниры и шестерёнки) или же какие угодно звуки от других источников/излучателей звука (в реальности их очень много). Все эти звуки, очевидно, распространяются волнами в широком диапазоне слышимых частот, но особо остро они будут проявляться именно на собственной резонансной частоте, вызывая эффект резонанса или попросту говоря — резонируя с кузовом.

Как именно это происходит? Пришедший к металлу двери волновой фронт или энергетический импульс передаёт колебания структуре металла, но именно на собственной резонансной частоте листа происходит многократное и резкое увеличение амплитуды, как и гласит теория резонанса. Т.е. внешний импульс определённой частоты заставляет металл двери колебаться с удвоенной силой, и чем сильнее будет этот импульс на данной частоте, тем сильнее и отчётливее будет эффект резонанса. В данном случае можно так же сказать, что металл двери сам начинает активно излучать звук («играть» на подобии музыкального инструмента) на собственной резонансной частоте. Естественно, резонанс хорошо и отчётливо прослушивается на фоне остальных звуков, превращаясь в неприятный и утомительный, совершенно нежелательный гул. Избавиться от него (или снизить эффект в значительной степени) поможет как раз обработка поверхности виброизолирующими материалами.

Что даёт обработка виброизоляцией и как это работает? Слой виброизоляции (любой качественной, независимо от типа), при условии хорошей и надёжной адгезии к сопрягаемой поверхности металла (или любого другого материала) как бы создает одну цельную, монолитную конструкцию. Структура металла или пластика фактически стягивается и удерживается в таком состоянии на постоянной основе, виброизоляция не даёт сопрягаемому материалу «гулять» или значительно деформироваться. За счёт этого появляется дополнительная прочность и жёсткость, благодаря которым лист металла перестаёт резонировать на своей собственной частоте, и это значение частоты смещается обычно за границы слышимого диапазона (в область инфразвука, который не слышим человеческим ухом). Поскольку резонансная частота металла чаще всего находится в узком низкочастотном диапазоне в районе 20-1000 Гц, то именно её и призвана устранить хорошая виброизоляция. Обширная поверхность площади той или иной детали, покрытая плотным слоем виброизолятора, фактически меняет свои свойства жёсткости и толщины таким образом, что лист металла двери уже смело можно рассматривать не в отдельности, а как одно общее целое с добавившимся слоем виброизоляции и некими новыми получившимися свойствами.

В основе состава любой вибороизоляции лежит обычно какой-то вязко-упругий материал (битум, каучук, мастика, жидкая резина и т.п.), который обеспечивает непосредственное гашение как резонанса, так и волн, распространяющихся в металле или любой другой твёрдой поверхности. Суть работы виброизоляции примерно следующая: волна распространяется по структуре металла, затем «натыкается» на область с нанесённым виброизолятором, в которой встречает значительное сопротивление за счёт внутреннего трения вязкоупругого материала в основе виброизолирующего слоя. В результате этого трения происходит процесс превращения механической колебательной энергии звуковой волны в тепловую энергию внутри структуры слоя виброизолятора. Благодаря этому колебательная волна структурного шума в значительной степени гасится и её амплитуда уменьшается. Степень снижения амплитуды и гашения зависит во многом от: самой структуры виброизолирующего слоя, адгезии, толщины вязкоупругого материала, температуры окружающей среды (которая может в значительной степени повлиять на структуру виброизоляции, снижая КПД последней) или обобщённо от коэффициента механических потерь (КМП) изоляции. Поэтому, выбирая качественную и действительно эффективные звукоизолирующие материалы, имеет смысл смотреть именно на параметр коэффициента механических потерь, обязательно на толщину материала и конечно же на его структуру.

Основной характеристикой вибродемпфирующего материала является, как уже выяснили, коэффициент механических потерь или сокращённо КМП. Именно на данную характеристику (притом желательно реальную, а не обманную маркетинговую) стоит опираться при выборе соответсвующих материалов. Логично, что при увеличении этого коэффициента у материала, увеличивается так же и вес и некоторые другие характеристики. Характеристика по сути показывает количество потерь энергии колебаний, которые может предоставить тот или иной изолятор или простыми словами означает то, насколько хорошо и эффективно материал «работает» по своему прямому назначению. КМП считается от 0 до 1, при этом нулевое значение означает случай отсутствия поглощения вибрации, а единица означает полное их поглощение (идеализированный случай). К хорошим вибродемпфирующим материалам относятся любые, которые имеют коэффициент вибропоглощения не менее 0,4.

Если рассматривать борьбу с нежелательным звуковым фронтом с позиции частотного диапазона, то виброизоляция предназначается для борьбы со звуками преимущественно низких частот (НЧ), эффективно работая в диапазоне 20 Гц до 1000 Гц. Тем самым важно запомнить, что на другие звуки она практически не способна оказать никакого воздействия! Конечно виброизоляция может возыметь какое-то минимальное едва ощутимое влияние на снижение общего звукового фона лишь за счёт того, что увеличивается общая толщина самого барьера, который представляет собой весь кузов и отдельные его элементы, особенно с точки зрения проникновения звуков извне или снаружи (поскольку именно для них толщина барьера имеет значение). Но снижение уровня шума (за исключением низкочастотного диапазона) не является задачей виброизоляции!

Виброизоляция способна улучшить акустический комфорт в автомобиле любого класса и уровня шума, изначально присутствующего. Таким образом, процедура обработки салона виброизоляцией рекомендуется практически любому автомобилю, хотя бы в минимальных количествах, она не способна привнести никакого негативного эффекта, кроме повышения общего веса автомобиля. Особенно рекомендуется обработка виброизоляцией наиболее проблемных автомобилей, с большим количеством ничем не гасимых резонансов, в частности сюда относятся внедорожники, поскольку у них часто имеется несколько несогласованных источников паразитного шума (двигатель, КПП и РКПП), распространяющих вибрации вдоль всей поверхности кузова в виде ощутимого низкочастотного гула. Если в машине наблюдается большое число тактильный вибраций, подрагиваний, и если ощущается сильный низкочастотный гул во время набора скорости, то грамотная виброизоляция способна значительно улучшить ситуацию.

Звуко/шумоизоляция автомобиля и всё о ней

Звукоизоляция, в отличие от виброизоляции, требует уже более углубления понимания основ физики и того, как происходит процесс гашения звуковых волн. Мы уже выяснили, что виброизоляция предназначена для борьбы со структурными резонансами, а так же звуками в узком низкочастотном диапазоне (примерно до 1000 Гц). Конечно, различные материалы-виброизоляторы могут справляться и со звуками средних частот, но это будет скорее исключением из правил. Таким образом, если мы успешно погасили виброизоляцией нижний диапазон слышимых шумов (притом не самый значительный), то что же делать с оставшимся средним и высоким? Как раз в этом случае на помощь приходит непосредственно звуко или шумоизоляция, которая будет направлена именно на диапазон от 1000 Гц до 10000 Гц (до верхней слышимой границы). Хотя на практике актуальнее всего будет погасить среднечастотный диапазон и слегка затронуть высокие частоты несогласованных шумов в салоне автомобиля.

С какими шумами эффективно борется звукоизоляция и откуда они берутся? Большая часть нежелательных звуковых волн приходит всё так же из структуры твёрдых поверхностей кузова и сопрягаемых элементов, распространяясь внутри них и переходя из одной среды в другую. Поскольку виброизоляция способна задержать лишь волны узкого низкочастотного диапазона в своей структуре, то волны остальных слышимых частот спокойно пройдут «сквозь» неё и распространятся в салоне автомобиля. Чтобы этого не допустить, вторым барьерным слоем за виброизоляторами наносятся как раз звукопоглотители, задерживающие остаточный частотный диапазон, он же наиболее интенсивный и громкий по своей природе. Если гул низкочастотных колебаний можно и не ощущать на себе в полной мере, то среднечастотный диапазон всегда акцентирован просто в силу изначального природного устройства слухового аппарата человека. Вдобавок, звукоизоляция может весьма ощутимо помочь и в процессе гашения тех звуков, что распространяются уже внутри салона автомобиля в воздушной среде, независимо от источника их излучения. Т.е. часть волн может проскочить из различных щелей и сопрягаемых отверстий в кузове, часть может излучаться объектами внутри салона. Во всех этих случаях звукоизоляционные материалы так же будут прекрасно работать, сглаживая общий фон в салоне, делая пребывание в нём более комфортным.

С теорией звукоизоляции всё с самого начала не так просто. Казалось бы, необходимо каким-то способом (по аналогии с виброизоляцией) погасить амплитуду звуковой волны оставшегося диапазона, чтобы справится с задачей по устранению совсем нежелательных шумов и призвуков.. Это действительно так, но среди всего многообразия материалов шумоизоляторов существуют те, которые отличаются хорошими способностями по поглощению и рассеиванию звуковых волн; а есть и те, которые работают уже скорее на отражение волн, пришедших преимущественно из сопрягаемой воздушной среды. Из-за такого разнообразия свойств необходимо сделать чёткое разделение по способам материалов взаимодействовать с волнами колебательной природы. Поэтому, материалы для шумо/звукоизоляции подразделяются на два вида, принцип действия которых принципиально отличается, и это важно понимать:

Всё это в совокупности хорошо работает на ослабевание нежелательного звукового волнового фронта, степень поглощения (как и в случае с виброизоляцией) будет зависеть от: структуры самого материала (очень важный и основополагающий момент, который может показаться неочевидным), диаметра и формы ячейки с воздушной полостью, от общей толщины, формы и площади поверхности поглотителя (чем больше толшина, тем эффективность поглощения выше). Соответственно, название группы материалов «звукопоглотители» почти полностью отражает суть их работы в процессе взаимодействия со звуковыми волнами, которые поглощаются/рассеиваются самой структурой материала.

Шумоизоляция, в отличие от виброизоляции, наиболее эффективно гасит волны среднего и высокочастотного диапазона, покрывая достаточно широкий частотный диапазон от 1000 Гц до 10000 Гц (т.е. идеальна для дополнения к виброизоляции для полного покрытия всего слышимого человеком диапазона). Такое частотное ограничение обусловлено в том числе и тем, что у звуковых волн средней и высоких частот не такая большая проникающая способность и небольшая длина волны (в сравнении с НЧ).

Основным недостатком почти всех шумопоглощающих материалов является их гигроскопичная структура, сильно подверженная впитыванию влаги на манер «губки». По сути, многие поглотители и являются своеобразной её вариацией. Из-за этого недостатка, такие материалы следует с осторожностью применять в салоне автомобиля или отдельных его зонах, поскольку в привычных условиях эксплуатации и при разнице температур за бортом влага образуется постоянно в виде конденсата, или же попадает в салон извне через многочисленные сообщающиеся отверстия, служащие изначально для вентиляции кузова.

Опасность задерживания влаги звукопоглотителем заключается в том, что кузову крайне нежелательно контактировать с ней длительное время, будь то зачищенный участок металла, или же покрашенный и проантикоренный, не столь важно, — и в том и в другом случае это сильно повышает риск возникновения или же ускорения коррозионных процессов, сильно и быстро убивающих кузов. Помимо прочего, при напитывании звукопоглотителем влаги длительное время, материал обычно приходит в негодность, он может подгнивать, разрушаться, источать неприятный запах, и, самое главное, он теряет свои свойства по задерживанию звуковых волн, т.е. становится фактически бесполезным. По этой причине применение звукопоглотителей с хорошей степенью впитывания влаги стоит разумно ограничить в особо опасных местах, потенциально подверженных коррозии.

Основной характеристикой эффективности процесса звукопоглощения и гашения звуковых волн у звукоизоляторов является коэффициент звукопоглощения материала или сокращённо КЗМ. От данного показателя по сути напрямую зависит КПД материала или то, насколько эффективно тот или иной материал справляется с задачей поглощения звуковых волн преимущественно средних и средневысоких частот. Данный коэффициент являет собой не что иное как показатель процента поглощённой энергии, пришедшей к материалу звуковой волны, от всей энергии в целом. КЗМ считается от 0 до 1, при этом нулевое значение означает случай полного отражения звука, а единица означает полное поглощение. К звукопоглощающим материалам относятся любые, которые имеют коэффициент звукопоглощения не менее 0,4 на частоте 1000 Гц. По данному коэффициенту так же легко и правильно оценивать принадлежность материала к тому или иному типу, различая материал как поглотитель или как отражатель, поскольку это весьма важное уточнение.

Звукоизоляторы по своей структуре, в отличие от поглотителей, чаще всего не впитывают влагу, поэтому являются более неприхотливыми для монтажа в любой части салона автомобиля или даже с внешней стороны (например, для использования в районе колёсных арок). Но это никак не компенсирует их способность к отражению звуковых волн, следовательно, такие материалы не могут применяться с целью серьёзного гашения звуковых волн средних и высоких частот. Другими словами: нет никакого смысла оклеивать салон автомобиля звукоизоляторами в ожидании существенного снижения шума и гашения амплитуды колебаний, поскольку они просто не способны решить такую задачу технически, для этого подходят только звукопоглотители.

Объяснение этому простое: категория изоляторов способна лишь отражать пришедший звуковой фронт под неким углом обратно, а вовсе не ослаблять амплитуду звуковой волны, сопровождающуюся постерями энергии. Поэтому, часть пришедших волн звукоизолятор отражает обратно, но поскольку они не находят выхода там, откуда они пришли, то они отражатся снова и начинают многократно «гулять» в замкнутом пространстве между вибродемпфером и новым отражателем. В конечном итоге, не сильно ослабнув, они всё-таки вырываются наружу с некоторыми частотными изменениями. Эффективность такого подхода минимальна.

Помимо прочего, любой пористый материал (изолятор или поглотитель) может быть открыто-ячеистым и закрыто-ячеистым.

Чаще всего звукопоглотитель от звукоизолятора отличает именно открытоячеистая структура материала, хотя бывают и исключения, поэтому правильнее всего оценивать свойства поглощения/отражения по специальному коэффициенту звукопоглощения материала или КЗМ. На практике, заметно лучшими звукопоглощающими свойствами обладают материалы с открытоячеистой структурой, поскольку процент воздушных сообщающихся полостей большой, следовательно звуковая волна претерпевает значительное сопротивление воздуха, натыкаясь на волокнистые границы раздела, так же испытывая эффект гашения и снижения амплитуды. В разрезе происходит как бы ступенчатый процесс гашения энергии, который развивается по мере передвижения волнового фронта от ячейки к ячейке.

Теперь есть представление о том, что такое шумо и виброизоляция автомобиля, а так же очевидны возможные способы борьбы с шумом, возникающим неизбежно в любом автомобиле. Остаётся рассмотреть основные материалы, подходящие на роль вибро и звуко изоляторов соответственно. На данном этапе необходимо сделать важное уточнение: рассматриваемые материалы подразумевают использование именно в автомобиле, а значит автоматически происходит сужение критериев и достаточно жёсткая фильтрация, поскольку всё подряд бездумно укладывать в автомобиль нельзя и даже в ряде случаев категорически запрещено! т.к. может повлечь за собой плачевные последствия: от возможности возникновения пожара, травмоопасных ситуаций или катализации коррозийных процессов в следствие халатности по незнанию. Поэтому в данной статье будут рассматриваться и подразумеваться только специализированные материалы, разработанные специально для применения в условиях автомобиля, в которых были учтены требования по безопасности и просто те нестабильные часто агрессивные условия сред, что наблюдаются в салоне любой машины в процессе её эксплуатации.

Такие материалы изготавливаются достаточно известными производителями, хорошо зарекомендовавшими себя на рынке автомобильной звукоизоляции: STP (стандартпласт), Шумоff, Vikar (Викар), SGM (СГМ), Комфорт-авто. Среди всех перечисленных, максимально хорошим качеством, эффективностью и прозрачностью в предоставлении разборчивой по классификации информации может похвастаться только компания Шумоff, так же предлагающая линейку «премиальных» материалов, не имеющих аналогов по толщине и по рабочему КПД. Сайт nopoint рекомендует выбор материалов именно этого производителя для оклеивания своего автомобиля с целью достигнуть максимально возможный на сегодняшний день результат.

Наиболее подходящие материалы и варианты для виброизоляции автомобиля

При выборе виброизоляции стоит учесть и особенности того или иного материала, прямопропорциональные основным рабочим характеристикам. Так, например, вибродемпферы на битумной основе могут менять свои свойства в зависимости от понижения температуры: если она понижается до нуля или принимает отрицательные значения, то битумная основа твердеет, её КМП ухудшается и фактически перестаёт работать по прямому назначению. Способ решения этой проблемы заключается или в выборе альтернативного по составу материала (точнее его основы), или же в предпочтении так называемых «микс» вариантов, где в одном вибродемпфере сочетается несколько слоёв битума с мастикой и прослойкой из бумаги или иного пограничного слоя. В таком случае в работу «включаются» нужные слои, которые не теряют своих свойств при низких температурах.

Наиболее подходящие материалы и варианты для звукоизоляции автомобиля

На этапе выбора звукопоглотителя так же стоит учесть его основную особенность — потерю свойств в случае деформации, сжатия или приминания. Если на наклеенный шумопоглотитель положить вплотную пластик и плотно прижать с деформацией, то поглотитель автоматически теряет свои свойства и перестаёт эффективно задерживать звуковую волну, поскольку структура его открытых ячеек меняется. Данная особенность так же сильно ограничивает возможность установки поглотителя в некоторые места и выбор его по критерию эффективности КПД с учётом толщины. Таким образом, поклеенный шумопоглотитель нельзя приминать пластиковыми панелями, так же нежелательно укладывать его на пол и класть сверху коврики и прочие материалы, т.к. они будут по аналогии деформировать структуру мягкого материала.

Правильный подбор/сочетание материалов для максимального эффекта

Несмотря на кажущуюся прозрачность, шумо и виброизоляция автомобиля не так проста, как это может выглядеть и крайне важно подойти к сочетанию материалов с полным пониманием происходящих процессов. Наиболее работоспособная, проверенная практическим опытом и подтверждённая теорией правильная схема сочетания различных по своим свойствам и назначению материалов следующая:

Механизм гашения волн в такой правильной схеме будет выглядеть следующим образом: волновой фронт разрозненного по частотам шума во всём слышимом спектре будет приходить в салон автомобиля извне (будь то шум с улицы, или же посредством металла кузова распространяясь в его структуре, или же сквозь различные щели и сквозные отверстия). Первая «оборонительная часть», встречающая звуковой фронт, будет виброизоляция или вибродемпфер. Во-первых, он не даёт металлу (или пластику) колебаться и быть излучателем звука, стягивая и постоянно удерживая его структуру. Т.е. устраняет резонанс обработанной поверхности. Во-вторых, вибропоглотитель встречает звуковую волну и, на слышимой частоте от 20 Гц до 1000 Гц эффективно гасит её за счёт преобразования механических потерь в тепловую энергию. Притом касается это как звука снаружи автомобиля, так и структурного, гуляющего внутри металла, пластика и т.д.

Таким образом, звуковой фронт после виброизоляции теряет низкочастотную составляющую и дальше распространяется уже без неё в диапазоне от 1000 Гц до 20000 Гц. Конечно, случай это больше идеализированный, но для рассмотрения и моделирования он лучше подходит, тогда как на практике часть НЧ волны всё равно может пройти сквозь барьер вибропоглотителя (зависит от многих нюансов, в том числе и от его КМП). Теперь остаётся погасить средне и высокочастотный диапазон, чем занимается шумопоглотитель, который встречает оставшийся звуковой фронт вторым барьерным слоем. Волна, попадая в открытоячеистый материал достаточной толщины, начинает значительно ослабевать по амплитуде, путаясь в его ячейках степнчато и поэтапно, переходя из одной ячейки в другую. Таким образом, оставшийся СЧ и ВЧ диапазон шума существенно ослабевает, но до конца не исчезает, тут на помощь приходит третий слой звукоизолятора, который встречается на пути у заметно ослабленной звуковой волны и отражается обратно в структуру поглотителя, где вновь начинает процесс затухания. Вот такой идеализированной предстаёт в развёрнутом виде схема борьбы с нежелательным шумом в автомобиле.

Только при указанном комплексном подходе к звукоизоляции с обозначенным сочетанием и порядком укладывания материалов становится возможным как-то повлиять на улучшение акустического комфорта в салоне автомобиля и действительно снизить амплитуду колебательной природы, притом сделать это научно-обоснованно. Соответственно, эффективность принятых мер по вибро и шумоизоляции, как уже неоднократно было сказано, зависит напрямую от толщины материала. Но тут же кроется серьёзная «побочная» проблема: чем толще будет слой вибро или звукоизоляторов, тем меньше вероятность собрать автомобиль в том первозданном виде, в котором он был до проведения работ. Пластик обшивки, обивка крыши и прочие панели — все они не будут вставать на прежние места. Приходится искать некий компромисс между конечным результатом и сохранности первозданного облика автомобиля.

Приоритет следует отдавать сохранению рабочих свойств вибро и звукопоглотителей, т.е. лучше соблюсти технологию и тщательно прикатать вибродемпфер, а на него положить чуть более тонкий звукопоглотитель, но обязательно без деформации и сжатия, чем выбирать максимально толстые материалы, а потом приминать их с усилием пластиковыми панелями — в этом случае они вообще не будут работать по прямому назначению и все усилия сведутся «на нет».

Если результат хорошего КПД звукоизоляции крайне необходим и востребован, а следовательно закрыть глаза на толщину материалов никак не получится, — тогда имеется вариант вовсе пренебречь установкой пластиковых элементов, или же придумать им самодельные/модифицированные заменители. Ещё возможен вариант переноса креплений пластиковых элементов с таким расчётом, чтобы материал полностью помещался в образовавшуюся полость, правда способ достаточно затратный и трудоёмкий, и скорее всего в результате таких действий пострадает эстетика салона, поэтому чем-то приходится жертвовать.

Так же на практике чаще всего происходит ситуация, когда пластиковые панели внутренней декоративной отделки салона сидят достаточно близко вплотную к металлу кузова, вследствие этого практически не остаётся места для укладки материала достаточной толщины в имеющихся полостях. Именно по этим причинам в реальных условиях указанная выше схема последовательного нанесения и сочетания материалов упраздняется как минимум до двух: 1-м слоем клеится виброизоляция, 2-м слоем наносится звукопоглотитель с таким расчётом, чтобы его структура не сминалась и не деформировалась внешними пластиковыми элементами. А уже прилегающие пластиковые панели необходимо и достаточно будет обработать вибродемпферами с таким расчётом, чтобы элементы собрались обратно и встали на свои положенные места. В данном случае звукоизолятор и не потребуется, т.к. его роль частично будет выполнять сам пластик с нанесённым вибродемпфером — они в совокупности создают необходимо достаточную по толщине границу раздела, которая так же будет отражать волну обратно в поглотитель, из которого она и придёт изначально.

Альтернативные материалы для звукоизоляции

Так сложилось, что шумо и виброизоляция автомобиля представляет собой творческий и многогранный процесс. За счёт большого разнообразия материалов и составов на рынке вибро и звукоизоляционных материалов, зачастую возникает соблазн сэкономить средства и применить в качестве вибродемпфера или же звукопоглотителя какой-то дешёвый аналог специализированным автоматериалам. Обычно используются такие составы, которые применяются при строительстве домов и т.д. Однако делать так крайне нежелательно, поскольку у подобных материалов могут быть совсем иные эксплуатационные свойства, требования к укладке и адгезии. Наконец, подобные материалы могут быть даже токсичными и нести в себе ощутимый вред для здоровья! Подход с альтернативной изоляцией априори всегда ниже по эффективности, даже если соблюдены все требования в момент нанесения.

Однако рассмотрим основные и наиболее часто используемые альтернативные материалы.

В итоге, использовать альтернативную звукоизоляцию или же нет — каждому решать для себя, но перед этим желательно всё взвесить и крепко подумать, ведь такие материалы несут потенциальную угрозу как для самого автомобиля, так и для людей в нём находящихся! А так же возникает совершенно реальный риск угрозы пожара, гниения материала со всеми вытекающими последствиями и преждевременная коррозия металла, вызванная соприкосновением с непросыхающим влажным материалом. При всех серьёзных недостатках, у альтернативной звукоизоляции нет ни одного преимущества по части эффективности в звуко или вибропоглощении, что автоматически отвечает на вопрос о целесообразности подобной затеи.

В следующих статьях рассмотрим наиболее целесообразные места в автомобиле для обработки вибро и звукопоглотителями , а так же рассмотрим саму технологию оклейки и работы с материалами в общем. Наконец разберём наиболее частые ошибки и заблуждения, которые люди совершают по незнанию или в отсутствие опыта.

Добавить комментарий